Понедельник, 23 декабря 2024

Людмила Данилкина

Профессиональный дилетант

Главная задача журналиста — крупным планом давать человека во всей его сложности

13 января — День печати. Дата связана с началом выпуска в 1703 году первого российского издания «Ведомости». Но сегодня этот день воспринимается более широко — не только как профессиональный праздник газетчиков, но и всей журналистской братии нашей страны. Об информации и информировании, подмене понятий, профессионалах и тех, кто к журналистике не имеет никакого отношения, наш разговор с Сергеем ПУХАЧЁВЫМ — искусствоведом, телевизионщиком, ньюсмейкером, требовательным читателем, слушателем и зрителем.

— Не открою Америки: сила корреспондента — в умении задавать вопросы, слушать, слышать и транслировать полученную информацию, — раскуривая свою трубку и откинувшись на спинку кресла, начинает рассуждать Сергей Борисович.

— Ну, тогда мой первый вопрос вряд ли вас поразит новизной. И тем не менее: по вашему мнению, что есть журналистика?

— Это профессия, которая обязывает журналистов в разных формах информировать общество. При этом, чтобы стать хорошим газетчиком, радийщиком или телевизионщиком, не обязательно иметь профильное образование. Но нужно быть способным, даровитым человеком. Например, обладать даром общения, без которого интервьюером не стать.

Однако специальное образование все же желательно, потому что дает азы теории и практики, определенный набор правил. Для меня профессиональный журналист — это человек, который «рыбу» будущего материала выстраивает у себя в голове еще по пути на съемку, пресс-конференцию, запись встречи. Он заранее продумывает последовательность вопросов и их содержание...

— И вы сами по этому же принципу готовитесь и ведете программу «Диалог» на Новгородском областном телевидении?

— Что касается вопросов — да. Я не случайно в начале разговора сказал об их силе. На телевидении работаю 25 лет, за это время разные форматы и технологии передач были опробованы, но успех программ по-прежнему во многом зависит от свое-временных, провокационных, наводящих, уточняющих вопросов или вопросов-размышлизмов. Иногда достаточно парой фраз перед эфиром с приглашенным перекинуться, чтобы понять, насколько он коммуникабелен, консервативен ли в своих мыслях, открыт для полемики или нет. И уже исходя из этого выстраивать беседу. Умение журналиста заключается в том, чтобы заставить собеседника раскрыться, вытянуть то, что у него не на поверхности. Гостями «Диалога» часто являются чиновники, и некоторых из них ох как непросто разговорить. И тогда в ход идут вопросы, сформулированные так, что человеку никуда не деться, — ему приходится делиться и информацией, и собственными мыслями.

— Вы сказали, что корреспонденты обязаны информировать. Но именно за это многие читатели, зрители и упрекают СМИ. Люди считают, что журналисты совместно с представительными органами должны решать проблемы общества...

— Да, не утихают разговоры о четвертой власти. Было время, когда за публикациями передовицы газеты «Правда» следовали орг-выводы государственного масштаба. Когда очерки в «Литературной газете» давали основание для чистки рядов творческой интеллигенции. Я не думаю, что это правильно и хорошо. Убежден: журналист должен слушать и передавать информацию. Если же он присваивает право формировать точку зрения аудитории, тогда, вероятно, его место в политике или во власти.

Другое дело, когда на материалы корреспондентов о проблемах жителей региона обращают внимание те организации и специалисты, которые обязаны заниматься этими вопросами. И, конечно, хочется, чтобы как можно чаще ситуация после журналистских репортажей менялась к лучшему.

— Есть выражение, что журналисты — это профессиональные дилетанты. Согласны?

— Пожалуй. Дилетантизм работников СМИ связан с тем, что их в любой момент могут бросить на новое направление, и чтобы быть во всеоружии, нужно, во-первых, иметь широкий кругозор, во-вторых, за короткий промежуток времени получать максимум справочной, вводной информации.

И вот тут нам не обойти вниманием тему универсального журналиста. Знать все по определению невозможно, и потому профессионал, берясь за незнакомую тему, хорошо готовится к ней. Но при всем при этом узкую журналистскую специализацию никто не отменял. И только плюс тем редакциям, где сохраняется профилирование.

— Недавно в Питере посмотрела спектакль по пьесе «Милый друг» Юрия Лоттина. Время действия — 50-е годы прошлого века, когда Франция вела боевые действия в Марокко. Место действия — съемочная площадка телевизионного ток-шоу о войне в Африке. И там один из героев говорит, что журналистика — это хорошо организованное вранье. Как вам такой взгляд на профессию?

— Спор о полном соответствии и детализации выдаваемой информации всегда был и будет. Посмотрел фильм «Движение вверх», а потом начал читать по теме публикации. Да, тот баскетбольный матч в картине в целом показан хорошо. А вот детали... Автор знаменитого броска Александр Белов умер в 26 лет. Броски сверху в кольцо тогда не применялись. Судьбы многих игроков нашей команды после Мюнхенской Олимпиады сложились драматически. И прочее, прочее.

Это я к тому говорю, что авторский взгляд на событие, безусловно, должен быть, но при этом нельзя переходить границу действительности, не важно — в кино или в журналистике.

— В последние годы популярность набирают блоги, и многие блогеры позиционируют себя как журналиста, хотя таковыми не являются. Печально еще и то, что даже представители органов власти иногда блогеров причисляют к СМИ...

— Блогер блогеру — рознь. Есть, например, Николай Подосокорский, кандидат филологических наук, культуролог. Человек разносторонний, что и доказывают его материалы в блоге. Поэтому неудивительно, что его ЖЖ в 2016 году вошел в Топ-3 самых цитируемых блогов Рунета по версии Brand Analytics. Но он, однако, себя журналистом не именует.

А есть, к сожалению, и их много, позеры, не имеющие никакого представления о журналистике. Таких заносчивых людей просто нужно ставить на место. Как говорил художник Илья Репин: ты сначала лошадь нарисуй, а потом мы об искусстве будем разговаривать.

— Как вам кажется, выстоят ли в борьбе за аудиторию с интернет-изданиями традиционные СМИ: газеты, журналы, телевидение?

— Думаю, да. Безусловно, новостная интернет-журналистика находится на гребне всего мирового информационного потока — обходит прочие СМИ в скорости, количестве сообщений, разнообразии мнений комментаторов. Однако есть и обратная сторона медали. Часто новостной лентой занимаются непрофессиональные журналисты, отчего их сообщения грешат смысловыми ошибками, нарушением последовательности изложения, не- проработанностью темы. К тому же формат новостей не подразумевает анализа ситуации или события, поиска причинно-следственных связей.

Вот это, как мне кажется, и есть та ниша, которую должны занять печатные СМИ. Я — подписчик «Новой газеты», недавно издание провело опрос, какими бы содержательно читатели хотели видеть номера. Я написал, что не стоит гнаться за горячими новостями — интернетчики все равно опередят, а вот мнения ученых, экспертов-практиков были бы интересны.

Ну и, конечно, новостным интернет-редакциям не под силу репортажи, очерки о людях. Эта, по моему мнению, ниша и для региональных телеканалов.

Да и вообще, если мыслить глобально, то главная задача журналиста — крупным планом давать окружающий мир и человека — не упрощая, не приглаживая шероховатости, а во всей его сложности и противоречивости.

Фото из архива Сергея Пухачёва