Понедельник, 23 декабря 2024

Василий Дубовский

«Усилиями одних только силовых структур спокойствие и благополучие не построишь»

Андрей Гуришев возглавил областную прокуратуру в июле 2017 года. Ранее там же был заместителем. Таким образом, с нашим регионом уже хорошо знаком, но в руководящей должности — полгода. Мы встретились с Андреем Вячеславовичем накануне профессионального праздника — Дня работника прокуратуры и узнали, каким был для ведомства 2017 год, что удалось сделать, а что ещё предстоит.

— Во главе угла была защита законных интересов граждан. Это всегда для нас приоритет, но в прошедшем году, пожалуй, акцент был особенно четкий. Я имею в виду широкий спектр вопросов: трудовые права, социальные, права граждан на медицинское обслуживание, образование и т.д. Можно приводить статистику выявленных нарушений, количество привлеченных к ответственности должностных лиц, но главное — реальная помощь людям. Если удалось разрешить ситуацию, снять остроту, значит, есть результат. Например, в прошлом году в связи с хроническим недофинансированием серьезные трудности испытывало здравоохранение. В особенности — медучреждения на местах, ЦРБ. И при подготовке бюджета 2018 года наибольшие возражения с нашей стороны вызывало обеспечение здравоохранения. В итоге к нам прислушались: добавлено более 200 миллионов рублей. Примерно так же развивалась ситуация с жильем для детей-сирот — обеспечивалась лишь небольшая часть нуждающихся.

— И имеющих право на крышу над головой сейчас, а не в отдаленной перспективе.

— Совершенно верно. Здесь финансирование также увеличено. В рамках возможного, конечно.

— Что можно сказать о качестве предоставляемого жилья?

— Жалобы есть, но таких примеров, чтобы были зафиксированы грубые технологические просчеты... Впрочем, сейчас прокуратура Новгородского района проверяет многоквартирный дом в поселке Тесово-Нетыльский. Если предварительная информация подтвердится, то материалы будут переданы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

— В данном случае речь идет о жилье, которое хотя бы есть. Чего не всегда скажешь о долевом строительстве.

— Новгородская область тут — не из самых проблемных. В соседней Ленинградской — просто коллапс. Понятно, что это не утешение для наших дольщиков, ведь некоторые объекты теми, кто за них брался, уже не будут достроены. Необходим поиск инвесторов. Можно ли было этого избежать? Мы проверяли работу контролирующих организаций, департамента строительства, выявив серьезные недостатки в плане неполноты принимаемых мер. Безусловно, сам закон, регулирующий госзакупки и процесс размещения заказов, требует дополнительной настройки. Как «отсечь» сомнительные фирмы, которые демпингуют, заявляют нереальные цены, а получив контракт, в итоге оказываются несостоятельными? Допустим, в данное время мы проверяем использование средств из Резервного фонда Президента РФ. Есть случаи с отставанием по срокам выполнения контрактов. Некоторые фирмы, скажем так, не рассчитали силы.

— Так ведь про настройку закона который год уже разговор.

— И она происходит. Говорят, что у демократии полно недостатков, но ничего лучшего человечество пока не придумало. Так и тут. Какая альтернатива есть у бесконкурсной системы? Проходили уже...

— С другой стороны, пример бывшего директора НЦСМ «Новотест» и депутата облдумы Сергея Кодынева, обманувшего дольщиков и осужденного в прошлом году, — тоже профилактика. Восемь с половиной лет. Плюс штраф. Плюс гражданские иски о возмещении ущерба, заявленные потерпевшими. Горе-предприниматели, легкомысленно берущие на себя обязательства, должны понимать, к чему это может привести. К слову, в прошлом году поставлена точка и по другому резонансному делу — «дорожному».

— С вынесением приговора бывшему руководителю «Новгородавтодора» Николаю Закалдаеву можно считать дело завершенным.

— Или все-таки запятая? Я имею в виду отсутствие скрывшегося от следствия экс-сенатора Дмитрия Кривицкого.

— Есть определенная связь, но это все-таки разные криминальные истории. Как и, к сожалению, не раскрытое пока убийство предпринимателя Валерия Тяна, свидетеля по «дорожному делу».

— Сравнительно же недавно был осужден Алексей Головин. Пять с половиной лет общего режима. Прокуратура полагает, что этого недостаточно за побои, причиненные им персоналу областной клинической больницы?

— Суть в том, что коллегией областного суда исключены так называемые дела частного обвинения, возбужденные по заявлениям потерпевших. На том основании, что волеизъявления охранника и медсестры были получены не сразу, когда принимались решения по телесным повреждениям, а позже, уже в ходе допросов. Нам представляется, что с точки зрения закона и простой человеческой справедливости нельзя не учитывать заявления потерпевших. Все достаточно очевидно: как Головин бьет сотрудников ОКБ, зафиксировано на видео.

— А если бы там стояла фальш-камера? Помните, в своем интервью «НВ» по вопросам общественной безопасности вы упомянули про муляжи.

— Это не панацея, а только дополнительная мера. Я еду в Санкт-Петербург и вижу, как люди притормаживают, увидев впереди «полицейскую машину». А там — муляж. Но срабатывает! Все средства хороши, чтобы не неслись под 200 километров в час.

— Под конец 2017 года в Великом Новгороде настоящие камеры заработали в «фальшивом» режиме, их просто отключили.

— В ходе проверок выявлено, что сотрудниками областного агентства развития допущены серьезные нарушения при заключении договора с «Ростелекомом». Возбуждены три уголовных дела, договор признан недействительным. Но это временная трудность, вопрос будет разрешен.

— Не стоит расслабляться за рулем.

— Абсолютно! И не только за рулем. Система «Безопасный город» работает. Только в Великом Новгороде это — около 200 камер наблюдения. Эффект, безусловно, есть. Немалое число преступлений раскрывается благодаря наружной видеосъемке. Система постоянно совершенствуется. С учетом криминогенности конкретных территорий.

— Многие мероприятия прокуратура проводит в открытом, публичном формате...

— Для нас очень важен диалог с общественностью области. Проводили проверки по заявлениям. Не единожды факты подтверждались. В то же время мы активно сотрудничаем с «Народным фронтом». У них немало интересных идей. Та же интерактивная карта свалок — полезный проект. По правозащитной линии поступает информация. От организаций, представляющих интересы бизнеса. Все это помогает нам четко формулировать ту или иную проблему перед органами власти.

— Например?

— Взять хотя бы торговлю алкоголем, незаконную его продажу несовершеннолетним, недопустимую близость многих магазинов от детских учреждений. Пятнадцать метров по прямой — есть ведь и такие факты.

— С разницей во времени примерно год уже два форума были посвящены данной проблеме. Как это нужно понимать — как продолжение движения или затруднения на старте?

— Мы не топчемся, вовсе нет. В нескольких районах области уже пересмотрены нормативы удаленности предприятий торговли, реализующих спиртное, от школ и детских садов. Это трудно решить одномоментно. Тем более ультиматумом. Мы не можем сказать бизнесу: всё, с завтрашнего дня правила изменились. Всё ведь взаимо-связано: социальная политика, экономическая, бюджетная. Тем не менее постепенно торговле горячительными напитками придется отодвинуться. Мы будем этого добиваться. Точно так же, как с завершением Года экологии сама по себе природоохранная проблематика никуда от нас не уйдет.

— Подходим к теме проведенного прокуратурой в начале декабря экологического форума на Валдае?

— Разве мы занимались только Валдаем? Были серьезные проверки по состоянию атмосферного воздуха. В частности, в Новгородском районе выявлено превышение нормативов по выбросам в атмосферу вредных веществ несколькими предприятиями. Много внимания было уделено проблеме утилизации отходов. Что касается форума, то, на мой взгляд, это было очень интересное и позитивное мероприятие, которое помогло определить приоритеты в нашей общей работе по сохранению уникального природного объекта. Поэтому мы направили письмо губернатору области с предложением поддержать национальный парк, надо активизировать работу по защите и очистке Валдайского озера. Опять-таки очень важно, чтобы активно подключалась общественность. Чтобы было больше информации с мест. Чтобы работали экопатрули. Ни инспектор рыбнадзора, ни какой-либо другой контролирующий специалист все не обойдет и всего не увидит.

— Вовремя наступил Год волонтёра. Я вот подумал, а казаки (вы нам как-то и про таких патрульных рассказывали) согласятся называться «не нашим» словом?

— Вообще-то президент объявил Год добровольца. Вполне по-нашему. Но суть, конечно, не в названии, а в наполнении — в работе.

— Конечно. Но вот какая штука: ДНД — добровольные народные дружины — советское название. А современная наша жизнь — совсем не социализм по своему содержанию. Материальный интерес присутствует явственно.

— Присутствует. И у нас была встреча с руководителями крупных новгородских предприятий. Речь шла о поддержке работников, готовых внести свой вклад в поддержание общественного порядка. Наш посыл был воспринят правильно. Сегодня мы говорим не только о патрулировании улиц. Ничуть не менее общественный контроль необходим и в виртуальном пространстве. Нужны кибердружины, чтобы технически подготовленная молодежь мониторила Сеть. На этот счет есть определенные договоренности с УМВД области — о приеме и проверке первичной информации. Надо отвечать на современные вызовы. Это мировой тренд: в Великобритании более половины от регистрируемых преступлений совершаются в Сети.

Многое из того, о чем мы с вами говорим, напрямую не связано с нашей прокурорской надзорной и координационной деятельностью. Кстати, хотел бы поблагодарить коллег за их слаженную и наступательную работу. Силовой блок в нашей области действует в одном ключе. Криминогенная обстановка — стабильная и контролируемая. Вместе с тем мы понимаем, что без вовлечения общественности, населения, усилиями одних только силовых структур спокойствие и благополучие не построишь. Такая вовлеченность и называется нормальным гражданским обществом. Когда каждый чувствует свою ответственность за порядок.

Фото Владимира Малыгина