Задача Новгородского областного театрально-концертного агентства — создавать проекты российского и международного масштаба
Осенью информация об объединении четырёх учреждений культуры регионального уровня — театра драмы, филармонии, Дома народного творчества и киносервиса — наделала много шума. Тогда вопросов у коллективов этих организаций и СМИ к инициаторам слияния было куда больше, чем ответов. В начале апреля Новгородское областное театрально-концертное агентство (НОТКА) отчиталось о работе за первый квартал 2018 года. И «НВ» вновь решили вернуться к теме. О том, что уже сделано и что ещё предстоит, наш разговор с руководителем агентства Александром ВАХРУШЕВЫМ.
— Александр Алексеевич, начну с вопроса, который чаще других звучал, пока шел процесс реорганизации: зачем нужно было объединять разные по направлениям деятельности учреждения?
— Ради оптимизации ресурсов, идей, творческого исполнения. Частичное сокращение управленческого и технического блока заведений дало нам порядка 15 млн. рублей экономии. Бюджет агентства на текущий год формировался путем объединения финансовых ресурсов всех четырех учреждений. То есть средств больше не стало, но и меньше тоже. Причем у каждого структурного подразделения, каковыми и являются филармония, театр драмы, Дом народного творчества и киносервис, есть защищенные бюджетные статьи, деньгами которых могут пользоваться только они, и фонд для общих целей.
Что касается творческой составляющей, то, согласитесь, целесообразнее и проще проводить совместные проекты, рассчитанные на широкую публику, которые сочетают в себе театральные приемы, концертные выступления, выставки и мастер-классы умельцев декоративно-прикладного искусства.
— Насколько известно, не продлен контракт с бывшим директором Новгородского академического театра драмы Всеволодом Чубенко. Ходят слухи, что возглавлять театр будет художественный руководитель...
— Действительно, в настоящее время в театре нет директора. И пока, поскольку творческий процесс там налажен хорошо, а за это отвечает главный режиссер Михаил Мамедов, срочной необходимости в новом руководителе нет. Но он обязательно будет. Что же касается художественного руководителя, то должность есть в штатном расписании театрально-концертного агентства. Такой специалист необходим, поскольку стоит задача — создавать проекты российского и международного масштаба.
— О чем идет речь?
— О тех фестивалях, которые наши учреждения проводят многие годы и у которых сформировалась уже своя пользовательская аудитория в пределах Новгородской области. А за пределами нашего региона, к сожалению, об этих замечательных проектах знают мало. Возьмем, к примеру, фестиваль спектаклей по произведениям Федора Михайловича Достоевского. Да, он имеет статус международного, однако его специфика — камерные постановки — ограничивает масштаб. В 2019 году планируем уйти от малых сценических форм. Увеличить количество площадок — показывать фестивальные работы не только в Старой Руссе, но и в Новгороде. Разнообразить художественными выставками, концертами классической музыки.
Не хватает объемности, как нам кажется, и многим другим проектам наших четырех учреждений, таким, как смотр народного искусства и ремесел «Садко», фестиваль «Княжья Братчина», который уже не первый год проводится в Старой Руссе. Будем работать над их наполнением, логистикой, привлечением гостей из других регионов страны.
— И как вы собираетесь это делать, если пока нет даже сайта Новгородского областного театрально-концертного агентства и по-прежнему функционируют в отдельности странички театра, киносервиса, филармонии и Дома народного творчества?
— Сайт обязательно появится, но чуть позже. Дело в том, что работу над ним мы приостановили. Точнее, из почти готового интернет-ресурса агентства, объединяющего информацию всех четырех наших подразделений, пришлось в срочном порядке сделать сайт-агрегатор для поисковой системы «Яндекс. Афиша». Вообще, Яндекс в части культурной программы работает только с мегаполисами. Но нашему региону благодаря усилиям правительства области удалось туда попасть. И теперь пользователи одного из крупнейших в России поисковиков могут, где бы они ни находились, видеть самые разные досуговые и культурные мероприятия нашей области на каждый день. Кроме того, «Яндекс. Афиша» позволяет приобретать электронные билеты на спектакли и концерты.
Включение Новгородчины в данную систему как нельзя лучше работает на имидж территории, ее узнаваемость, рекламу наших учреждений.
— До объединения учреждения регулярно подавали заявки на получение финансовой поддержки от Всемирного банка по сохранению культурного наследия на обновление своей технической базы. Планирует ли агентство привлекать гранты?
— Вы правы, в прошлые годы благодаря участию в подпрограмме «Малые окна» Всемирного банка филармонии и театру драмы удалось обновить звуковое, световое оборудование. В этом году подана уже от агентства заявка на модернизацию двух сцен — в театре она обязательно должна быть подвижной. Кроме того, предусмотрена замена штанкетных подъемов верхового оборудования.
— Насколько знаю, филармония от Всемирного банка получила средства еще и на студию звукозаписи...
— В ближайшие недели она откроется и по уровню оснащения будет лучше всех действующих сейчас в Великом Новгороде студий. Сразу скажу, что для нас коммерческая составляющая — не главное. Студия станет работать с музыкальными коллективами, хорами, исполнителями из всех районов области и формировать базу их записей.
— Не могу не спросить про киносервис. Чего скрывать: крупная сеть кинотеатров, пришедшая в наш регион, перетянула в свои залы большую часть зрителей. Новгородский центр «Россия» киносервиса вашего агентства несет убытки. Не планируете его закрыть?
— Если бы киносервис по-прежнему действовал как самостоятельное учреждение, то, возможно, и встал бы вопрос о закрытии «России». Но в объединении легче решать проблемы. Зрители в киноцентр идут. Работаем над тем, чтобы их было больше. Кроме того, подали заявку на еще один грант — в ближайшее время появится новый экран в большом зале. Так что о закрытии речь не идет.
— Заканчивается очередной сезон в филармонии и театре драмы — летом творческие составы уйдут в отпуск. Агентство в разгар туристического наплыва будет действовать вполсилы?
— Все подразделения продолжат свою работу, потому что именно на летний период приходится большая часть запланированных нами мероприятий. Так, уже в мае стартует проект «22 выходных», организатором которого является театрально-концертное агентство и который продлится до сентября. Площадкой проведения станет Ярославово Дворище. Каждый уик-энд новгородцам и гостям будет представлена афиша музыкальных, сценических, игровых выступлений, выставки разного профиля, торговые ряды. В процесс вовлечены и районы области, которым дано право демонстрировать свои таланты, достопримечательности, туристические программы.
Так что вполсилы работать мы не имеем права. И добавлю еще, что за весенне-летний период будет разработана и утверждена концепция развития театрально-концертного агентства на ближайшие пять лет.
Фото с сайта culture.novreg.ru