Понедельник, 23 декабря 2024

Пыль в глаза

Генеральный директор «Спецавтохозяйства» — о долгах, уборке и шампуне для дорог

Нынешний апрель в Великом Новгороде вновь заставил говорить горожан о пылевых бурях. Песок, оставшийся на улицах после зимней посыпки песчано-соляной смесью, теперь не помогает, а мешает пешеходам и автомобилистам. Все три компании, подписавшие муниципальные контракты на уборку города, — «Новгородское спецавтохозяйство», «Чистый град» и «Мехуборка» — вывели на улицы своих работников и технику, чтобы привести дороги и тротуары в порядок. Но именно «НСАХ», выполняющее основной объем работ по уборке, попало под град упрёков со стороны новгородского мэра Юрия Бобрышева. Об этом — наш разговор с генеральным директором предприятия Сергеем АНДРЕЕВЫМ.

— Сергей Олегович, мэр, прямо скажем, нелицеприятно отозвался о качестве уборки города и конкретно о работе «Новгородского спецавтохозяйства». «Люди внаглую не хотят работать», «нахапали объемов по области»... Это я цитирую его слова, приведённые одним из новгородских СМИ.
— Кое-кто мне высказывал, что в таком плохом состоянии город не видели никогда. Не согласен. Невозможно город очистить от пыли и песка за неделю. Эти работы всегда продолжались до мая. Мы работаем каждый день, за исключением суббот. Должен ведь я людям выходной дать. Но и в этот день на улицах работает дежурная техника.

На весенней уборке пыли, смёта в Великом Новгороде задействованы три подметально-уборочные машины. Кроме того, мы используем два «Бродвея». Эта техника тоже оборудована подметальными щетками и загружает мусор в контейнер.

В распоряжении нашего предприятия есть три уличных пылесоса, но пока можем пользоваться только одним. Ещё один в ближайшее время отремонтируем, запчасти заказали, ждём. Третий пылесос тоже нужно ремонтировать, но пока мы не можем себе это позволить — ремонт будет стоить не меньше миллиона рублей.

Вероятно, можно было бы и раньше подготовить технику к весне, в зимние месяцы. Но предприятие находится в таком финансовом положении, что я вынужден расставлять приоритеты. Сначала нужно выплатить зарплату, налоги, провести посыпку улиц песчано-соляной смесью, а уж потом готовиться к теплым временам. Подметальные машины были готовы. Потом отремонтировали «Бродвеи». С пылесосами пришлось повременить.

Если коротко высказаться о зимней уборке, которую нам до сих пор припоминают, то в феврале в Великом Новгороде осадки в несколько раз превысили норму. Но мы не позволили городу встать, транспортного коллапса не случилось. Чего это нам стоило, вспоминать не хочется. По ночам ремонтировали технику... Нас обвинили, что мы не вывезли из города ни одного кубометра снега на площадку смёта. Съездите, посмотрите — там до сих пор нерастаявшая гора снега лежит.

— Мэрия рассчиталась с предприятием по долгам?
— В том-то и дело, что по прошлому контракту с нами полностью расплатились только спустя год. Предыдущий контракт мы подписали в марте 2016 года. Он был рассчитан до марта 2017-го. Однако средства за уборку в ноябре-декабре 2016 года и в январе-феврале 2017-го мы получили только в феврале 2018-го. Это произошло после того, как мы направили в мэрию претензионное письмо на сумму около 50 миллионов рублей, а затем обратились с иском в арбитражный суд, который выиграли.

Предприятию пришлось брать кредит, и сейчас мы платим порядка миллиона рублей ежемесячно. Средства, которые идут на погашение процентов, можно было бы направить на развитие предприятия, модернизацию автопарка...

Мы понимаем, в каком сложном финансовом положении в последние годы находится областной центр, но ведь и нам нужно платить зарплату работникам, налоги... Мы просили мэрию: «Давайте хотя бы график платежей составим». Нам отвечали: «Ждите, деньги будут». И ничего! В июле-августе прошлого года нам заплатили ноль рублей. А это тот период, когда нужно было готовиться к холодам: закупать песчано-соляную смесь, топливо. Я бил в колокола, просил городскую администрацию перечислить хоть какие-то средства. Ведь в конечном итоге именно нас обвинят, что мы плохо убираем город. Так и случилось.

Как работать в таких условиях? Я и хотел бы зимой выпустить на улицы не 50, а 150 единиц техники. Но не могу позволить себе такой штат работников. Кое-кто помог, но к большинству обычно выручавших нас субподрядчиков мы обратиться уже не могли. Сами в долгах. В том числе поэтому не могли вывести на улицы большее число уборочной техники в дни сильных снегопадов. В Москве, Петербурге для уборки снега привлекали даже войсковые части. В Новгороде это невозможно. Хотя раньше в администрации города всегда помогали чем могли. К примеру, на встречах со всеми заинтересованными службами договаривались с ГИБДД об организации колонн с уборочной техникой, установке дорожных знаков, запрещавших парковку. Теперь мэрия не организует такое взаимодействие. Отказаться от участия в конкурсе на подписание контракта с мэрией мы не можем. Городская администрация — наш основной заказчик. Но и городу без нас будет тяжело.

— Сейчас вы исполняете новый муниципальный контракт. И снова в долг?
— Всё дело в том, что одним из условий действующих муниципальных контрактов на общую сумму 189 миллионов рублей является оплата выполненных работ в 2018–2019 годах. Пока мы получили от мэрии лишь пять миллионов рублей. Так что сейчас ведём уборку города за счёт своих средств.

— Но когда вы участвовали в конкурсе на заключение этого контракта, вы знали, на что шли.
— Знали. Но мы надеялись на уже выполненный контракт, по которому должны были получить оплату от мэрии.

— Не пришлось штат сокращать?
— Это самое простое — сократить людей, распродать технику. Наша цель — сохранить коллектив. И не от хорошей жизни мы были вынуждены искать других заказчиков в регионе.

— Это о тех самых «объёмах», которые вы «нахапали»?
— Да, мы были вынуждены сдавать технику в аренду в Старой Руссе, потому что там нашему предприятию платили. Хватило и на зарплату, и на налоги. И ещё оставалось на уборку в Новгороде.

— А если отвлечься от конфликта с мэрией... Вам не кажется, что в третьем тысячелетии вести разговоры об уборке города от пыли как-то странно. Правильный современный город должен быть устроен так, чтобы весной в нём не было пылевых бурь. Грунт вокруг деревьев можно накрыть фигурными решётками. Бортовой камень, поребрики должны быть выше газона, а у нас их зачастую попросту нет. Газон, кстати, тоже препятствует образованию излишней пыли. Если его нет, такие участки улиц лучше засыпать гравием. В общем, есть масса способов снизить количество пыли.
— Согласен. Хотя, по-моему, можно начать с мероприятий, которые не будут стоить городской администрации ни копейки, — с наведения порядка на придомовых территориях, где автомобилисты паркуются прямо на газонах.

— Точнее, на открытом грунте, который мы привыкли именовать газоном.
— Потом новгородцы выезжают на городские улицы и вывозят на колёсах машин остатки земли. То же самое происходит на строительных площадках. Выезжающим оттуда грузовикам не моют колёса. Всё как обычно — строгость наших правил нивелируется необязательностью их исполнения.

Ещё мы постоянно сталкиваемся с тем, что при перевозке грузов на дорогу проливают жидкий бетон, который потом засыхает и начинает пылить. В Колмове во время ремонтных работ прошлым летом просыпали асфальт и так его и оставили. Таких примеров масса. Но когда я поднимаю эту тему в мэрии, мне говорят, что наше предприятие работать не хочет.

— Можно ли использовать другие материалы для посыпки дорог и тротуаров зимой? Например, гранитную крошку, которая не будет пылить. Тема не новая, но всё-таки.
— Новгород ведь не на граните стоит. Его нужно ещё доставить сюда. Но если обойти тему стоимости такого материала и говорить только об эффективности, то мне гранитная крошка представляется сомнительным средством для борьбы с гололёдом. Да, в Финляндии ею посыпают улицы. Она не только на улицах остается, даже в магазины проникает. Катается по полу в торговых центрах. Но истерики у местных жителей это не вызывает, финны терпят, потому что так надо. А от нас в Новгороде требуют чистого асфальта.

Кроме того, гранитная крошка проникает и забивает ливневую канализацию, из которой её потом нужно извлечь, вымыть и снова пустить в дело. Применение такого материала возможно локально, на тех участках в городе, где нет ливнёвки.

— Подтвердите или опровергните слух о том, что вы используете песок с глиной, которая после высыхания превращается в пыль. Якобы ранее использовавшийся песок из новгородского порта был более высокого качества.
— В песке, который мы используем, глины нет. Добываем его в своем карьере в Новгородском районе. Но следующей зимой хотим попробовать песок более крупного отсева. Надеемся, что это поможет снизить количество пыли в городе.

Фото Владимира МАЛЫГИНА