Понедельник, 23 декабря 2024

Алина Бериашвили

«Выходных пока у меня нет»

Чему учился и учится новый министр образования Новгородской области

То, что Павел ТАТАРЕНКО костюм министра носит всего пару месяцев, чувствуется сразу. В том смысле, что в его манере общения нет ничего министерского. Фотографироваться он предлагает не за рабочим столом, а в библиотеке, чтобы получилось более неформально, отвечая на вопросы, садится не в своё рабочее кресло, а в кресло напротив. Уместно цитирует Ленина, не моргнув глазом, отвечает на каверзные вопросы нашего фотокорреспондента об англицизмах и живом русском языке. И, смеясь, между делом рассказывает, как на днях его не пустили на соревнования WorldSkills.

— Павел Сергеевич, как же так получилось?
— Это очень серьёзные соревнования, проходящие с чётким регламентом. Пускают туда только аккредитованных лиц. Я захотел посмотреть, как идет соревновательный процесс, но не взял свой бейдж, понадеялся, что меня и так узнают. Но нет, сразу меня не пустили. И я считаю, что это правильно. Потом, конечно, удалось решить вопрос, на соревнования я попал.

— Как вы оцениваете шансы новгородских ребят на прохождение в следующий этап конкурса «Молодые профессионалы»?
— Думаю, что шансы есть, и они довольно высокие, и по направлению «ветеринария», и по направлению «Туризм». Это правильный соревновательный процесс, потому что он направлен не на обучение, а на навык. То есть каждый ребёнок пробует сделать что-то своими руками. Создаёт. А основной процесс обучения и впитывания материала и происходит только тогда, когда ты сам что-то сделал. А ещё лучше — научил кого-то, как это сделать. Это не соревнование ради соревнования, это соревнование ради рынка труда Новгородской области, для того, чтобы готовить тех специалистов, которые точно будут востребованы.

— Продолжая разговор о конкурсах, конкурс «Лидеры России» стал для вас ключом к возвращению в Новгородскую область из Санкт-Петербурга? Расскажите о нём, пожалуйста.
— Об этом конкурсе я услышал случайно, по радио, когда в Питере стоял в пробке. Сначала решил, что это очередной тренинг, но уже дома зашёл на сайт конкурса и узнал, что он проводится под эгидой Администрации президента, что победители получат хороших наставников и грант на обучение, а за сам конкурс платить не надо. Зарегистрировался и поэтапно прошёл тестирование и региональный полуфинал, затем выиграл финал.

— Звучит довольно легко. Но, скорее всего, задания были не слишком лёгкие.
— Пожалуй, да. Чтобы пройти первый этап, нужно было в небольшом видео рассказать о себе и о том, зачем тебе этот конкурс. Этот этап был обязательным и не оценивался. А вот второй этап, на котором многие отсеялись, я бы назвал условным ЕГЭ. В нём надо было продемонстрировать свои знания в разных вопросах. Например, размеры островов России, гор, озёр, население разных областей надо было выстроить по убыванию — от самой многонасёленной к самой малонаселённой области. Это очень важные знания для управленца. Если человек хочет управлять чем-то в государстве, то он должен знать об этом государстве всё. Этот этап из 23 тысяч участников в СЗФО преодолели только 2700 человек.

Затем мы проходили управленческие тесты, оценивалось умение работать с большим количеством информации за короткое время, умение понимать эту информацию, проводился математический тест. Этот этап преодолели 300 человек. Далее — региональный полуфинал, в котором мы должны были решать разного рода задачи. Допустим, надо было распорядиться определёнными инвестициями или максимально эффективно, учитывая ряд заданных факторов, организовать переезд офиса из центра города на окраину. В финал я попал в числе ещё 30 человек. Он проходил в течение трёх дней в Сочи. Там мы вновь в командах решали сложные управленческие задачи, в качестве экспертов, оценивающих нас, были приглашены лучшие руководители бизнеса и госструктур, например глава Федеральной налоговой службы, глава Роскосмоса. Именно на этом этапе я познакомился с Андреем Сергеевичем Никитиным, а после того как я стал финалистом, Андрей Сергеевич согласился быть моим наставником. Он предложил мне поучаствовать в конкурсе на должность министра образования Новгородской области. И вот я здесь.

— Что почувствовали, когда выиграли ещё и этот конкурс?
— Честно скажу, я никогда не предполагал, что попаду на госслужбу, тем более в столь серьёзную отрасль, как образование. Это было сложное решение для меня, прежде всего потому, что эта должность предполагает гигантскую ответственность. Сейчас модно те или иные жизненные ситуации называть вызовом, но я почувствовал скорее не вызов, а желание оставить какой-то серьёзный след после себя. Для меня это некое условное место для подвига. Мне хочется сферу образования в Новгородской области сделать престижной и интересной. Чтобы ни у кого не было впечатления, что мы отстаём от других регионов или не можем подготовить нужных для области специалистов. Нам необходимо систематизировать и подвести к одному знаменателю хозяйственную деятельность, чтобы понимать, как у нас тратятся государственные деньги, а образовательную — вывести на новый уровень. Нужно сотрудничать с бизнесом и готовить специалистов, которые смогут сразу же начать работать, а не переучиваться. Это крайне ответственно и крайне интересно.

— Важный маркер того, как человек относится к региону и новой должности, — приезжает ли вместе с ним его семья.
— Конечно, моя семья переехала в Новгород вместе со мной. Если я хочу работать для Новгорода, то я должен быть здесь постоянно. Выходных у меня пока нет. И это нормально. Заниматься нужно много и всем. Но к этому я привык на предыдущей работе.

— Вы закончили НовГУ, и я не могу не задать вам вопрос о престиже новгородского высшего образования. Он, как мне кажется, сейчас не слишком высок. И тем не менее вы лично опровергаете тезис о том, что с дипломом нашего университета о многом можно не мечтать.
— Не хочется заниматься самопиаром и рассказывать о том, к чему я пришёл, закончив НовГУ. Но я могу сказать, что знаком с очень многими людьми, закончившими наш вуз и работающими в престижных западных компаниях, востребованными на мировом рынке труда. Так что важно не где ты учишься, а как. Избитая фраза «Учиться, учиться и ещё раз учиться» — на самом деле правда абсолютная. Я буду не актуален через 2–3 дня, если уже сегодня не начну знакомиться с лучшими мировыми практиками в области образования, не начну приобретать новые навыки. Фундаментальное классическое образование в совокупности с личными качествами — вот и успех, к которому сейчас стремятся все.

— На сайте конкурса «Лидеры России» есть цитата: «Лидерами не рождаются, лидерами становятся». Вы согласны?
— Это дискуссионный вопрос. Я могу найти аргументы и «за», и «против» этого высказывания. У нас зачастую путают понятия лидера и руководителя, вожака, вождя. Многие навыки, присущие лидерам, можно развить. Но все жё лидерство — это некий внутренний стрежень, который говорит о том, что ты готов нести ответственность не только за свои решения, но и за свое окружение. Это не проявление собственной силы, а проявление того, что люди тебе верят и идут за тобой. Ты можешь показать пример, рассказать, вдохновить, а не заставить. В этом и разница между руководителем и лидером. При этом, имея лидерские задатки, обязательно нужно развивать в себе и навыки управления, в противном случае рискуешь остаться просто хорошим человеком.

Фото Владимира МАЛЫГИНА

Павел Татаренко родился в 1983 году в посёлке Парфино Новгородской области. Окончил НовГУ имени Ярослава Мудрого. Получил дополнительное образование в Стокгольмской школе экономики в России и Корпоративном Университете Сбербанка. Работал в новгородских и петербургских финансовых организациях, с 2012 года на руководящих должностях. Является сертифицированным специалистом по управлению проектами. В 2017 году Павел Татаренко стал победителем всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России».