Понедельник, 23 декабря 2024

Гарантии развития

Почему новгородский губернатор считает, что помочь бюджету могут кредиты доверия

В эксклюзивном интервью Андрей НИКИТИН рассказал, за кого он будет голосовать на выборах в Думу Великого Новгорода. И при этом смог не нарушить избирательное законодательство.

— Андрей Сергеевич, мы с вами — ровесники, и, наверное, первая крупная кампания, в которой нам пришлось участвовать в качестве избирателей, — это выборы Президента России в 1996 году. Вы не помните, под каким лозунгом шел на эти выборы Борис Николаевич Ельцин?
— Я чуть-чуть не успел к этой избирательной кампании, мне на тот момент было 17 лет. Голосовать не голосовал, но лозунг помню — «Голосуй или проиграешь».

— А при этом не припоминаете его программу?
— К сожалению, нет. Помню что-то, связанное с рисками прихода к власти оппозиции. Больше ничего.

— На самом деле смысл этого маленького эксперимента в том и состоит, что люди помнят лозунги, но не помнят предвыборные программы, часто даже сами кандидаты их не помнят. С вами получилась немного другая ситуация: я забыл, под каким лозунгом вы шли год назад на выборы губернатора Новгородской области, но я помню содержательную часть избирательной кампании — программные «Пять шагов Андрея Никитина», которые достаточно активно продвигались. Прошел год. Считаете ли вы, что предлагаемые шаги были обозначены правильно?
— На сегодня да. Те проблемы, с которыми я сталкиваюсь в ежедневной работе, практически все укладываются в те самые «пять шагов». Они появились не на пустом месте, их не придумали какие-то политические технологи. Мы проводили общественные сессии в районах, разговаривали с разными группами жителей области, и эта программа создалась органически.

— Давайте напомним эти «пять шагов»: дороги и транспорт, доступность здравоохранения, качество жизни, привлекательные условия для молодежи, создание среды для развития бизнеса. Почему были выбраны именно они?
— Дороги вышли на первое место, потому что во многом это была еще и моя эмоциональная реакция на то, что я увидел в Новгородской области. Если в современном мире нет возможности доехать из точки А в точку Б, то очень сложно говорить о каком-то развитии. За неполные полтора года мы отремонтировали более тысячи километров дорог. Это, безусловно, не то, на чём стоит останавливаться, проблемных участков еще много, но динамика есть. Отдельный вопрос — дороги Великого Новгорода. На них последние два года городу выделяются около полумиллиарда рублей дополнительно. В Новгородском районе сейчас активно ремонтируется известная дорога на Хутынь. Я считаю важным, чтобы в ближайшие два-три-четыре года 85% дорог Великого Новгорода и Новгородского района, я говорю о вылетных магистралях, по которым жители района едут на работу в Новгород, а новгородцы едут на свои дачи, были в идеальном состоянии и 15% — просто в хорошем.

— Почему вы говорите о Новгороде и Новгородском районе вместе? С Новгородом понятно — древняя историческая столица. А Новгородский район — один из муниципалитетов.
— Новгородский район по числу жителей сравним с Боровичами. И часть его уже практически слилась с городом. Идет активная маятниковая миграция: люди живут в районе, а на работу едут в Новгород, и наоборот. Нельзя ограничивать задачи, связанные с развитием города, исключительно его формальными границами. Не должно быть ситуации, как на той же самой хутынской дороге — очень заметно, где граница города. Проедьте сейчас и увидите, что Великий Новгород закончился и началась хорошая дорога. А в городе пока ямы.

Заброшенная территория бывшего военного госпиталя станет новым общественным пространством

Статус Великого Новгорода как древней столицы предполагает транспортную доступность и для туристов. Мы запустили маршрут «Ласточки» в Петрозаводск, и он пользуется интересом у людей. В конце года — начале следующего появится электричка Петрозаводск — Великий Новгород — Псков. Маршрут поезда Великий Новгород — Москва — Нижний Новгород уже стоит в декабрьском графике РЖД. Наверное, впервые в истории нашей страны туристические маршруты Золотого кольца и Серебряного ожерелья будут так связаны.

— Хотел бы вернуться к вопросу взаимодействия муниципалитетов. Сама наша муниципальная система обречена на то, что эти границы будут. В одном районе один глава с одними приоритетами, плюс-минус есть общие задачи, другой смотрит иначе. Вот и появляется шов на дороге, о котором вы говорите.
— Мне бы не хотелось насильно заставлять дружить городские власти и власти района, хотя, насколько я знаю, они ладят. Мы совсем недавно приняли решение — в первую очередь будем поддерживать заявки, касающиеся дорог, медицины, инфраструктуры, подписанные совместно мэром Великого Новгорода и главой Новгородского района. Хороший стимул договариваться между собой. А областная власть выступает в роли объединяющей силы. Это правильно.

— Второй шаг вашей программы — доступное здравоохранение. Еще год назад обращало на себя внимание, что вы говорили не о качестве медицины, а о её доступности. Почему именно такой приоритет?
— Я довольно много разговаривал с экспертами федерального Министерства здравоохранения, и все достаточно высоко оценивают уровень новгородских врачей. Где-то проблема — в их недостатке, где-то — в неудобстве медицинской инфраструктуры.

— И что было сделано?
— Мы практически во всех наших учреждениях реорганизуем регистратуры, это позволяет сократить сроки ожидания приема у врача. Открываем на принципах государственно-частного партнерства три новые поликлиники: две — в Новгороде и одну — в Новгородском районе, которые будут работать для населения бесплатно. Мы очень серьезно будем развивать нашу медицину в Боровичах и Старой Руссе. Сейчас во многом проблема очередей в новгородских больницах связана с тем, что люди в районах не могут получить квалифицированную медицинскую помощь и должны по каждому вопросу приезжать в Великий Новгород. Два межрайонных центра, а может быть, и третий, в Валдае, мы будем формировать, для того чтобы исключить эту ситуацию.

Так футуристично может выглядеть колледж будущего

— А медицинские кадры там найдутся?
— Кадры есть. Нужно оборудование, нужна медицинская логистика. Понятно, что кадровая проблема наиболее видна, но зачастую у врача нет технологий для оперативных лечебных действий. Даже три наших мобильных флюорографа и три мобильных маммографа позволили обследовать уже более 70 тысяч человек — свыше 10% жителей Новгородской области.

— Я позволю себе тогда перескочить через один пункт вашей программы «пяти шагов» и перейти к вопросу создания привлекательных условий для молодежи. Дефицит у нас молодых медицинских кадров, как и любых других, связан с тем, что отток людей из области в Москву и Петербург продолжается. Что с этим делать?
— Во-первых, создавать качественную образовательную среду. Например, решение, которое я недавно принял при поддержке областных депутатов, прежде всего из фракции «Единой России» и по их инициативе, позволит построить три новых детских садика в Великом Новгороде. Второе — это современные школы. У нас хорошее образование, но будем создавать специализированные кластеры, помогать школам в развитии дополнительных компетенций, развивать наш «Кванториум». Я помню, как год назад при его создании было много критики. Теперь родители, чьи дети там занимаются, очень довольны.

Особенно важно среднее профессиональное образование. У нас появился конкурс в некоторые колледжи и техникумы. В этом году придут дополнительные 100 млн. рублей для их оборудования. Спасибо новгородским предприятиям, которые тоже стали их поддерживать. Результаты национального чемпионата рабочих профессий показывают, что новгородские колледжи выходят на лидирующие позиции по ряду специальностей.

В выборах не могут участвовать люди, которые зарабатывают или могут зарабатывать на муниципальном бюджете — получая земельные участки, разрешения на строительство, пытаясь решать свои грязные делишки под видом заботы о городе.

 

И, конечно, Новгород — исторически университетский город. Сегодня ту программу, которую новое руководство университета реализует, я стараюсь всячески поддерживать. С рядом санкт-петербургских вузов заключены соглашения о создании совместных факультетов. Уже сейчас по некоторым специальностям в Новгороде можно обучаться не хуже, чем в Петербурге и Москве.

Сегодня я могу с полным правом сказать (меня в этом начинании поддержал президент страны): в Великом Новгороде в ближайшие три года появится центр опережающего профессионального развития под условным названием «Колледж будущего». Туда будут приходить и студенты, и ученики старших классов получать компетенции, которые будут востребованы в этом новом, неизведанном цифровом мире. Более того, там будет возможность повышать свою квалификацию людям старше 40 лет, тем, кто хочет освоить новые профессии. Я себе ставлю задачу, чтобы этот центр был не только лучшим в стране, но и одним из лучших в мире, чтобы вся страна могла им гордиться. Надеюсь, к 2021 году такой объект мы построим и наполним его должным содержанием.

— Это будет отдельный комплекс зданий, что-то футуристическое? На что это будет похоже из того, что мы знаем?
— Примеров пока нет, хочется, чтобы наш центр им стал. Это должно быть новое пространство, в котором будут сочетаться традиционность и современность. Центр должен быть вписан в существующую инфраструктуру города, соответствовать новгородской стилистике.

— Вернемся к пункту программы — качество жизни. Это то, что каждый может наполнять своим смыслом. Каким смыслом наполняли вы?
— Здесь я вижу несколько задач. Необходимо привести в порядок дворы, общественные пространства, особенно — в густонаселённых районах. Мне очень нравится, как новгородцы ответственно относятся к благоустройству скверов и парков, как жестко общественные советы контролируют работу подрядчиков. Будем реконструировать объекты, которые формируют лицо города, такие, как набережные Волхова. Проектные работы начнутся уже в следующем году.

Я очень хорошо осознаю свою личную ответственность за будущее Великого Новгорода. За свои слова и обещания.

 

— Это реалистичные задачи?
— Реалистичные, но требующие ответственного подхода к расходованию бюджетных средств. Мы должны понимать, что если криво-косо делаем, то нам и доверять никто не будет. Если сделаем хорошо, то можно попросить дополнительные средства из федерального бюджета. Поэтому очень важно никого не подводить. И, безусловно, важна точечная работа по выбору приоритетов, их без мнения жителей не определить.

— Так логически мы подошли к пятому пункту программы — созданию среды для развития бизнеса. А это в том числе и налоги, которые пойдут на благоустройство. Стала ли область за год более привлекательной для бизнеса, более ресурсной?
— Новгородская область никогда не уходила с карты инвестиций. Мы всё-таки находимся в идеальной логистической точке, между Москвой и Петербургом, инвесторам интересно прийти к нам. Они же говорят, что наша привлекательность растёт. Говоря о Великом Новгороде, я бы выделил три момента. Безусловно, мы должны поддерживать существующие новгородские предприятия. Я считаю, что одна из главных наших проблем сегодня — это бедность и низкие зарплаты. Поэтому те предприятия, которые готовы модернизировать свои производства и повышать заработную плату, могут рассчитывать на мою полную поддержку.

Новый проект детского сада для Великого Новгорода

Второй момент — это малый и средний бизнес. Здесь возникает прямая связь с качеством благоустройства, с наличием интересных объектов в городе. Есть примеры, они абсолютно идентичны для всех городов. Если развиты пешеходные пространства, то там сразу открываются кафе и магазинчики. Мне бы хотелось от городских властей серьезного комплексного планирования городского благоустройства.

— Но давайте по-честному скажем, что всё это упирается в основном в федеральное финансирование — дадут на это денег или не дадут.
— Так работает наша межбюджетная система. Действительно, это упирается в федеральное финансирование. И это прежде всего вопрос ответственности. Каждый раз, когда мы получаем какие-то деньги, я подписываю гарантии лично как губернатор. И каждый раз, когда по какой-то причине, как это было в Чудовском районе со строительством ФОКа, мы что-то не делаем в срок или делаем некачественно, или появляется подрядчик, который пытается заработать на этом чуть больше, чем должен, каждый раз область наказывают деньгами. Безусловно, и федеральные, и областные деньги пойдут только туда, где у меня и правительства есть понимание, что там есть соответствующая муниципальная власть, которой можно доверять. Нет доверия — нет перспектив для развития. К сожалению, это так. И когда штрафуют за чье-то головотяпство, я понимаю, что на эту сумму мы проведем меньше ремонтов, закупим меньше учебников для школ. В этом случае проблемы просто накапливаются.

— То есть принцип разделения властей не совсем работает, потому что вам, получается, не все равно, например, кто победит на выборах в Думу Великого Новгорода?
— Мне не всё равно. Потому что мы не в самой простой ситуации находимся. Есть вещи, которые надо было сделать еще 5–7–10 лет назад. Всего один пример. Когда-то под создание индустриальных парков для бизнеса выделялись федеральные деньги, а сейчас эта программа закончилась. В Пскове успели построить, у нас — нет. Теперь нам надо будет свои деньги тратить, а не федеральные. И таких ситуаций, к сожалению, много. Сегодня мы не просто должны идти вперед вместе со страной, а двигаться опережающими темпами, чтобы нагнать. Поэтому очень важно доверие между муниципальной властью и региональной. Я благодарен Юрию Ивановичу Бобрышеву за этот этап в наших отношениях. У нас такое доверие как-то сразу появилось.

Федеральные и областные деньги пойдут только в те муниципалитеты, где есть такая местная власть, которой областное правительство может доверять.

 

Мне говорили, например, что решить проблему строительства насосной станции третьего подъема невозможно. А это вода для новых микрорайонов. Сегодня благодаря поддержке правительства, областных и городских депутатов, работе администрации станция начинает строиться. Потому что мы смогли сделать все вместе и вовремя. И убедить, в том числе наши федеральные власти, что это нужно делать.

— А поддержка депутатов в чем состояла? Меня несколько коробит, что по городу сегодня развешаны плакаты, которые подчеркивают партийную роль в строительстве школ и садиков. Что называется, примазались к победе?
— «Единая Россия» была в этом решении ключевой. Именно от позиции партий зависит то, как формируется наш бюджет. И здесь возникает один очень важный вопрос: к сожалению, у нас не очень большой бюджет, но всегда есть набор проблем, которые нужно решать. А вот приоритеты расставить — это задача наша совместная. Я это сделать без депутатов не смогу. И то решение, которое коллеги приняли, предложение, с которым ко мне обратились, я поддержал. Сегодня детские сады важнее, чем какие-то другие наши вопросы. Поэтому вы не правы. В этом суть ответственности людей, которые идут на выборы и потом определяют вектор развития конкретного муниципалитета и всего региона в целом.

— Дошли до политики. И здесь все грустно. Если наблюдать за уже идущей избирательной кампанией, то на уровне политической риторики все силы, которые у нас представлены, слабо различимы между собой. Одни пишут на плакатах «с любовью», другие — «мы болеем за Новгород», а по сути — одно и то же. То есть политической дискуссии о будущем города нет?
— Снова с вами не соглашусь. Даже в тех лозунгах, которые вы назвали, уже видна разница подходов! Скажу как житель города. Смотреть и болеть с трибуны, справятся другие или нет, а мы похлопаем либо посвистим — это не позиция муниципальных депутатов. Я считаю, что у нас нет времени ни болеть, ни переживать, ни ставки делать на то, кто победит, а кто проиграет, ни пытаться выловить свою рыбку в мутной воде — нет на это времени. Страна меняется, мир меняется, и мы должны действовать быстрее.

Нельзя ограничивать задачи, связанные с развитием города, исключительно его формальными границами.

 

— И все-таки, с вашей точки зрения уже как новгородского избирателя, как выбирать: с одной стороны — идут бизнесмены, с другой стороны — идут бизнесмены, с одной стороны — идут люди с определенной биографией, с другой стороны — такие же?
— Я могу назвать свои три критерия для выбора. Во-первых, понятная и честная процедура выдвижения. Когда ведутся обсуждения, когда кандидаты понимают, что они проходят через публичную оценку своей программы и своих задач, а не как-то непонятным образом попали в партийные списки. Второй, наверное, самый важный для меня критерий, это не должны быть люди, которые зарабатывают или могут зарабатывать на муниципальном бюджете: получая земельные участки, разрешения на строительство, пытаясь решать свои грязные делишки под видом заботы о городе. Ну и третий критерий: есть люди, я вижу их в списках кандидатов, которые уже от этой «тяжелой» депутатской работы оторваться не могут, хотят еще раз поучаствовать. Надо давать шанс идти вперед молодым, а не тем, кто пытается вспомнить 90-е годы.

Результаты национального чемпионата рабочих профессий показывают, что новгородские колледжи выходят на лидирующие позиции по ряду специальностей.

 

— Мы начали с выборов 1996 года, давайте ими и закончим. Помимо лозунга «Голосуй или проиграешь» был еще один очень знаменитый — «Голосуй сердцем». Помните такой? Вы как к нему относитесь сейчас, накануне выборов?
— Хороший вопрос задали. Я очень хорошо осознаю свою личную ответственность за будущее Великого Новгорода. За те слова и обещания, которые давал. Для меня это фактор моей порядочности. Эмоциональный фактор. Но в то же самое время эта эмоция, этот порыв может быть реализован только разумными действиями. Поэтому мой призыв к новгородцам — голосуйте умом! Голосуйте за тех, кто реально представит ваши интересы, кто будет способен сформировать позицию города, и за тех людей, на которых областная власть может положиться. Которые не будут устраивать дрязги, за людей, с которыми мы сможем совместно работать и отвечать перед жителями Новгорода за результат.

Сергей Бондаренко