Контроль за перевозками пассажиров ужесточается
В Северо-Восточном межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора подвели итоги работы в первом полугодии текущего года. С какими вопросами в этот период чаще всего обращались новгородцы, какие проблемы их волнуют, журналист «НВ» попросил рассказать начальника этого ведомства Андрея ЗЕМЦЕВА.
— Андрей Николаевич, оглядываясь на результаты прошедших шести месяцев, на что вы обратили особое внимание, что бросается в глаза?
— Я могу много говорить о том, чего мы достигли, приводить примеры, называть цифры, факты, отражающие успешное выполнение стоящих перед нами задач. Но мне хочется остановиться на таком важном вопросе, как перевозка пассажиров в общественном транспорте. Почему? В последнее время к нам всё чаще обращаются жители Великого Новгорода и области с жалобами на качество обслуживания при поездках в автобусах. Указываются недостатки — это срывы расписаний прибытия транспорта, зачастую подаются на маршруты автобусы малой вместимости, хотя предусмотрены большие автобусы. В результате не все пассажиры могут уехать, есть случаи, когда на линию выходит технически неисправный транспорт, который потом сходит с маршрута.
Последний такой случай был с автобусом ООО «Фабус», выполнявшим рейс Великий Новгород — Валдай. Из гаража он вышел неисправным, в Крестцах был вынужден остановиться. Шофер попытался устранить поломку, и кое-что ему удалось сделать, это позволило доехать до деревни Кузнецовка, но дальше автобус ехать не смог. Пассажиров высадили, и в Валдай они добирались как могли. Всё это вызывает справедливые нарекания новгородцев.
В связи с этим мне хочется привести несколько цифр, характеризующих удовлетворенность населения области автобусными перевозками. Если за весь прошлый год к нам поступило 36 жалоб на низкое качество обслуживания пассажиров, то за семь месяцев текущего года таких жалоб мы получили 27.
— Факты, о которых вы говорите, влияют на безопасность при перевозках людей. Вы анализировали, почему так происходит?
— Вопросам перевозки пассажиров мы уделяем особое внимание. На основе проводимых проверок выяснилось, что отдельные автотранспортники Великого Новгорода, выигравшие аукцион на оказание услуг по перевозке пассажиров на том или ином маршруте, в силу того, что у них не хватает своего транспорта, привлекают к выполнению контракта других перевозчиков. На первый взгляд в этом нет ничего плохого. Но беда в том, что у многих сторонних перевозчиков нет разрешения на осуществление такой деятельности. Это может грозить серьезными последствиями. Почему? У таких перевозчиков не проверяется техническое состояние автобусов, водители не проходят стажировку на маршруте, на который вышли. А это необходимо, чтобы водители знали, где находятся опасные участки, где расположены дорожные знаки. Стоит отметить, что при этом привлеченный к перевозкам владелец автобусов не несет никакой ответственности. Такие факты нами выявлялись в Великом Новгороде на маршрутах №№ 12, 22, 101, обслуживание которых прописано ООО «ПАТП «Великий Новгород».
— Вы так спокойно об этом говорите, вместо того, чтобы рассказать о принимаемых мерах....
— Я не согласен с такой постановкой вопроса. Эта проблема нас беспокоит, и со своей стороны мы принимаем меры, чтобы такого не происходило. Вот результат нашей работы: за 7 месяцев текущего года нами проверено 330 автобусов, находившихся на линии. В ходе проверок выявлено 140 автобусов, работавших на маршрутах с различными нарушениями. Особенно часто встречались следующие нарушения: несоблюдение графика движения, выезд на линию без отметки в путевом листе о техническом состоянии автобуса, отсутствовали отметки предрейсового медосмотра водителей. За эти нарушения на должностных и юридических лиц наложено штрафов на общую сумму 396 тысяч рублей.
— А в поле вашего зрения находятся автотранспортные предприятия, их работа, направленная на то, чтобы подобных случаев не происходило?
— Мы анализируем, какие перевозчики допускают нарушения, и их проверяем внепланово. В ходе каждой такой проверки рассматриваются все вопросы, связанные как с качеством обслуживания пассажиров, так и их безопасностью. Наказания следуют суровые. Достаточно сказать, что размер штрафов на юридических и должностных лиц в этом году превысил 7 млн. рублей.
— Не могу не спросить ваше видение по такой важной теме, как рост платы за проезд в Великом Новгороде, хотя качество обслуживания пассажиров у ряда перевозчиков остается низким.
— Уже не один год, опираясь на опыт ряда регионов Российской Федерации, рекомендуем новгородским перевозчикам использовать автобусы, работающие на природном газе. Какая при этом выгода? Сегодня они заявляют, что вынуждены поднимать тариф за проезд из-за роста цен на солярку. Но ведь газ почти в 4 раза дешевле дизельного топлива. Важно и то, что это — экологически чистое топливо. Вы посмотрите, что творится в Великом Новгороде: за некоторыми автобусами поднимаются черные клубы дыма. Необходимо учитывать и тот факт, что до бесконечности поднимать тариф не получится. Что делать в таком случае? Приобретать автобусы, работающие на природном газе. А имеющиеся продать в другие регионы. Сегодня я от своих коллег из многих краев, областей слышу: «У вас есть станции по заправке транспорта природным газом, а вы ездите на солярке. Значит, не считаете денежку. Были бы такие заправки у нас, мы даже не раздумывали бы, стали это топливо использовать».
Еще хочется остановиться на одной проблеме, которая у нас не решается, хотя разговоров ведется много и на протяжении ряда лет. Это установка в автобусах видеорегистраторов. Для чего они необходимы? Наибольшее количество ДТП в городских и пригородных автобусах связано с падением в них пассажиров. В минувшем году было 22 таких случая. И вина, как правило, ложится на водителя, мол, резко затормозил или неожиданно повернул. Был бы видеорегистратор, всё было бы видно. Ведь зачастую сами пассажиры виноваты, так как не держатся за поручни в салоне автобуса, не проявляют осторожность при заходе и выходе из транспорта.