Пятница, 22 ноября 2024

Мария Клапатнюк

От бездумного потребления к бережному использованию

Фото: Василия ПИЛЯВСКОГО

Новгородские леса по-прежнему составляют богатство региона, но всё больше нуждаются в заботе

Фраза «Махнуть в лес!» для среднестатистического горожанина сродни предложению улететь на другую планету, проще говоря, вырваться из будней, отдохнуть душой, зарядиться энергией. У профессионалов своего дела с лесом совсем другие отношения. В канун Дня работников леса Владимир КОРОЛЁВ, глава министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, рассказал, почему лесопосадки выгодны малому бизнесу, что самое важное на лесном пожаре и как посчитать туристов, отдыхающих в лесу.

— Владимир Евгеньевич, сентябрь — традиционное время подведения итогов. А у вас ещё и профессиональный праздник. С чем подошли к новому рубежу?
— Рубежом очередную дату можно назвать лишь очень условно. В лесном хозяйстве работы ведутся круглогодично. Лес — это основа основ. Тем более когда речь идёт о таком лесном регионе, как Новгородская область. Площадь лесного фонда у нас — 3,9 млн. гектаров. Вся эта территория закреплена за лесничествами и находится под постоянным контролем государства. Мы же действуем в соответствии с десятилетним лесным планом и лесохозяйственным регламентом.

— И что в этом плане приоритетно сегодня?
— Сегодня руководство страны ставит перед нами главную задачу — стопроцентное восстановление изъятого лесного фонда. Ещё в недавнем прошлом этому вопросу не уделялось такого внимания. Сейчас благодаря закону о компенсационном лесовосстановлении и энергетики, и газовики, и дорожники должны высаживать сведённый лес. Иными словами, сегодня должно быть высажено ровно столько же леса, сколько вырублено по тем или иным причинам. Для этого у нас есть лесопитомники, которые выращивают 6,5 млн. штук сеянцев. Нам же необходимо 12 млн. штук. Поэтому пока мы докупаем материал, но работаем над задачей приращивания. На территории области уже сейчас есть частные питомники. Отличный пример появился в Хвойнинском районе — они занимаются выращиванием саженцев сосны и планируют развивать своё дело. Разговоры о том, что в деревне негде работать, — это вопрос расширения собственных горизонтов. В нашем случае можно смело говорить о перспективности частных питомников: берите земельные участки, вспахивайте, устраивайте тепличные хозяйства и занимайтесь саженцами. Ваш товар будет востребован, потому что дороги и газовые сети будут строиться, будут разрабатываться карьеры. В общем, это новая ниша, которая сейчас ещё свободна.

— К сожалению, лес исчезает не только вследствие плановых разработок и строительства. Это лето выдалось сухим, удалось ли избежать больших пожаров?
— В этом году практически все пожары выявлены за счёт авиации — патрульный самолёт регулярно облетает территорию области. Самый большой пожар был зафиксирован на ветровале 2010 года в районе Любытина — более 4 гектаров. Остальные возгорания — всего более двадцати случаев — значительно меньше, две-три десятых гектара. Все они были потушены за сутки. Неприятно то, что причиной пожаров стал исключительно человеческий фактор. Есть специальные поджоги, как, например, в Крестецком районе, — для чего это делать, я не понимаю. Нередко огонь распространяется от окурков, брошенных у карьеров, железнодорожных путей или автомагистралей. Это нам ещё повезло, что в нынешнем году грибов долго не было, грибники тоже часто бывают неосторожны с огнём в лесу.

— В вашем ведомстве есть чем бороться с огнём?
— Работу в этом направлении мы ведём постоянно. Везде висят информационные аншлаги. Впрочем, информированием населения дело, конечно, не ограничивается. С приходом нового губернатора Андрея Никитина у нас была создана приличная диспетчерская служба. Связь со всеми лесничествами идёт ежедневно по утрам, при необходимости взаимодействуем с МЧС, органами местного самоуправления. Кроме того, у нас приобретен квадрокоптер, он регулярно облетает лесные массивы. Есть тридцать две камеры, которые онлайн наблюдают и контролируют леса. Они стоят в особо пожароопасных районах — Демянском, Марёвском, Хвойнинском. Также есть и космический мониторинг — камеры реагируют на термоточки и участки задымления. Мы, получив сигнал, принимаем решение, как действовать.

— Всё это даёт желаемый результат?
— Главное, что люди, задействованные в этой сфере, чётко знают алгоритм действий. В случае возникновения пожара не возникает никакой паники — только слаженная работа. Мне кажется, что в этом и есть залог успеха. Грамотные лесничие и директора лесхозов обеспечивают хорошую работу. Тем более что предотвращением пожаров работа лесничего не ограничивается — это и лесопосадки, и прореживающая вырубка, и организация минеральных полос, контроль за приемкой лесосек после лесозаготовок. Ведь иногда бывает страшно зайти в лес: дорога разбита, навален рабочий мусор.

— Опять же незаконная рубка леса?
— В Любытине такие случаи фиксируются часто — там орудуют чёрные лесорубы из Ленинградской области. К примеру, к началу сентября на территории области зафиксировано более 50 случаев незаконных вырубок, объём незаконной заготовки составил более 5 тыс. кубометров, а ущерб оценивается в сумму более 50 млн.

— Но лесное хозяйство — это ведь не только затраты на содержание и восстановление. Это и приличный доход в областной бюджет?
— Доходы областного бюджета в 2018 году от использования лесов составляют 220 млн. рублей, на 2019 год мы планируем 280 млн. На 2020-й — 300 млн. Это действительно приличные деньги. И наша задача сейчас — сделать эти доходы прозрачными. Сегодня на территории области работает много ответственных предприятий с ожидаемыми поступлениями. Заявлен ряд приоритетных инвестпроектов, а это новые рабочие места, современные технологии и оборудование. В свою очередь, этим предприятиям нужен лесной ресурс. В начале лета в Вене в рамках официального визита Президента России губернатор Новгородской области и владелец компании «Хасслахерлес» подписали соглашение о намерениях реализации инвестиционного проекта в России. Объем инвестиций составит 1,5 млрд. руб. Нашим министерством совместно с ООО «Хасслахерлес» проведены мероприятия по подбору подходящего лесного фонда, площадь арендуемой территории составит 457,7 тыс. гектаров.

— А как строится ваше взаимодействие с малым бизнесом?
— Раньше нас обвиняли в том, что лесхозы получают всё самое лучшее, но сегодня лесхозы получают объемы древесины через аукционы на электронных площадках. Это ещё одна наша задача — реализовать 50% продаваемой древесины через биржу. В следующем году планка повысится до 90%. Здесь плюс для малого и среднего бизнеса очевиден — купить древесину можно на общих основаниях, малый бизнес может приобретать лот на аукционах, которые проводятся в открытом формате. Также мы занимаемся организацией межсубъектных отношений: с Вологдой осваиваем кластер по домостроению. Пестовский район особенно отличается в этом направлении. Сахалин, как ни странно, имеет интерес к домостроению. Мы нацеливаем на сотрудничество с Дальним Востоком более двадцати новгородских компаний, занимающихся строительством домов. Сегодня формируется делегация для поездки в Азербайджан. География контактов широка и подчас неожиданна. Но всё это позволяет уверенно смотреть вперёд.

— А вообще есть ощущение, что сегодня население относится к лесу более бережно?
— Раньше население считали по тому, сколько соли съедено, сейчас отслеживают туристические потоки по звонкам в роуминге. Я же оцениваю по объему мусора, оставленного в неположенных местах. В Валдайском районе в летний период количество мусора увеличивается в три раза. Казалось бы, радуйся, деревня оживает, но воспитание жителей явно хромает. Потому большая боль для нас — сохранение леса вокруг населённых пунктов. К счастью, появляются инициативные люди, которые готовы делать зоны отдыха и оборудованные стоянки в лесном фонде. Хороший пример работы в этом направлении демонстрирует национальный парк «Валдайский». Да и вообще, заниматься такой работой очень приятно. Ведь Новгородчина — просто красавица. Любить её и ухаживать за ней — большое удовольствие.