Суббота, 16 ноября 2024

Мария Клапатнюк

Задачи с множеством неизвестных

Татьяна ЧЕСНОКОВА

ежедневно приходится решать директору современной школы

Желание пообщаться с директором школы № 37 Великого Новгорода вполне понятно: кто, как не глава образовательного учреждения, расскажет о тонкостях учебного процесса в новом, с иголочки, здании. Но осуществить это намерение оказалось непросто. Рабочий день Татьяны ЧЕСНОКОВОЙ до краёв заполнен звонками, посетителями, текущими делами, неожиданными сюрпризами, совещаниями, в общем — множеством самых разных вопросов. Наша беседа стала возможной лишь благодаря исключительной собранности директора да ещё на ключ закрытым дверям в приёмную. Журналисту «НВ» Татьяна Александровна рассказала, почему в новой школе учится рекордное количество первоклашек, зачем подросткам китайский язык и как сформировать крепкую команду педагогов.

— Татьяна Александровна, каждый, кто хоть раз делал ремонт, пусть даже в маленькой квартире, знает, что его не так-то просто завершить. Вы въехали в большое, только-только построенное здание. Да ещё и с таким хозяйством. Как обживаетесь?
— Смотря как сказать — въехали... Вообще, мы с прошлой осени его строили. В ноябре я была назначена директором будущей новой школы: здание возводилось, второй этаж стоял ещё без крыши. Сомневающихся в том, что всё успеется в срок, было очень много. И это ощущалось. Но если уж мы взялись, то, как и обещали, построили. Конечно, сейчас кое-где обнаруживаются мелкие недочёты: тут окно недоделано, там лампочка не горит, где-то нужно менять дверное полотно. Например, в столовой сначала сделали одну перемену для приёма пищи — случилось светопреставление, теперь пытаемся разделить потоки по возрастам. В итоге все обязательно будут довольны. Это нормальный живой процесс.

— И всё же как оценили новую школу те, для кого она строилась? Что говорят дети, родители?
— Детям школа, конечно, очень нравится. Здесь есть что посмотреть, где развернуться. Что касается взрослых, то в целях безопасности родителей мы в школу сейчас не пускаем. Потому что поток учащихся у нас очень серьёзный: более тысячи ста детей и подростков. Но мамы и папы могут быть спокойны — в ближайшее время проведём день открытых дверей. Каждый своими глазами увидит, что к чему.

— Больше тысячи обучающихся — звучит серьёзно...
— В нынешнем году мы не набирали 11 класс — просто нет смысла переходить в новую школу на один год, в параллели девятых пока вместо четырёх классов — только два. Так что на следующий год опять будет расширение. Всего школа рассчитана на 1350 учеников.

— Зато первых классов вместо пяти у вас целых восемь! Как это получилось?
— Первые классы мы формировали так же, как и все остальные школы города, — в феврале в соответствии с постановлением. Но тут же столкнулись с проблемой: весь Псковский микрорайон, а на его территории вместе с нами три школы, постарался прийти к нам. Поток был огромный! И я понимаю желание родителей обучать своих детей в комфортных, современных условиях у хороших педагогов. Но вести первоклашку в нашу школу, к примеру, с Октябрьской улицы... Я не вижу в этом большого смысла. Однако такие случаи были. Ведь очередь формировалась из тех, кто подавал заявление на сайте госуслуг, не считая льготных позиций. В итоге в списки попали дети с той же Октябрьской, а те, кто живут у нас под боком, но немного замешкались с подачей заявления, остались не у дел. Пришлось открыть ещё два класса, и это — проблема. Теперь как минимум до девятого класса нам нужно будет закупать учебников гораздо больше запланированного. А куда их девать потом? Будем распределять по другим школам. Ведь мы не планируем каждый год набирать по восемь первых классов.

— А нельзя ли было на этапе формирования классов как-то переориентировать отдалённые от вас улицы в другие, ближайшие школы?
— Дело в том, что все эти улицы официально находятся на закрепленной за нами территории, а значит, имеют право выбирать из трёх расположенных в микрорайоне школ. К слову, в новой школе № 36, что в Ивушках, наблюдалась та же картина. Если не сложнее — за ними была закреплена территория всего города.

— Вы видите какие-то пути решения этой проблемы?
— Если моё мнение будут учитывать, то я считаю, что микрорайон нужно разграничить. Тем более что улица Псковская сейчас активно застраивается. К примеру, школы № 31 и № 21 могут набирать детей на чётной стороне, а мы возьмём на себя нечётную. В любом случае учеников хватит всем! А при нынешнем раскладе у нас идёт переполнение до пятого класса включительно. Дальше — проще. Старшие классы сейчас сформированы из детей, которые проживают в нашем районе, но учились в более отдалённых школах.

— С детьми более-менее понятно, а что с педагогами? Как собирали учительский состав?
— Все наши преподаватели — люди с потенциалом. Формировали команду просто: разместили вакансии, встречались с людьми на собеседованиях. В итоге большинство учителей — новгородцы. Немало — из Псковского микрорайона, что логично и удобно. Есть учителя из районов области, преподаватель из Мурманска. В нашей школе начали работу два молодых специалиста по федеральной программе «Учителя для России»: сильный и перспективный математик, а также преподаватель ИЗО, которая с первых же дней отлично зарекомендовала себя как педагог-организатор. Чего только они с детьми уже не делали: придумывают свою навигацию по школе, развешивают мотивирующие плакаты. И это прекрасно. Их же всех нужно передружить. Учёба учёбой, но в школе должна быть и жизнь.

— Раньше школы с энтузиазмом формировали собственные учебные профили, углублённо изучали те или иные предметы. Что у вас?
— Сейчас такая практика уходит в прошлое. Профили унифицируются. У нас есть социально-экономический — с углублённым изучением математики и информатики, права и экономики. Естественно-научный профиль — пожалуй, самый специфический, с упором на химию и биологию. К слову, в школе начал работать очень сильный биолог. Он готов и латынь преподавать детям. Английский в этом профиле, возможно, будет с медицинским уклоном. На естественно-научный профиль было меньше других заявлений. И это понятно, но это не значит, что он не востребован. С нашей-то химической промышленностью и нехваткой медиков.

— За гуманитариев обидно. Как всегда, остаются в хвосте?
— Это общепринятое и глубоко ошибочное мнение, что на математическое направление идут сильные дети, а гуманитарные науки изучают слабые. Открывая этот профиль, мы честно вывесили проекты учебных планов — попросили родителей и детей подойти к вопросу серьёзно. Потому что гуманитарный — это углублённый русский, английский. И ещё второй иностранный язык. Пара человек уже забрали свои документы из этого направления — не рассчитали свои силы, думали, что тут можно будет «пересидеть». Но согласитесь, шесть часов английского в неделю плюс немецкий или французский... Это совсем не просто. На следующий год мы попробуем ввести испанский язык. Всё ещё ищем преподавателя китайского. Но это — проблема. О китайском как о втором языке говорить пока рано, но на уровне факультатива или кружка хотелось бы его закрепить.

— В последнее время всё чаще слышу о необходимости постигать именно китайский язык. Почему?
— Санкт-Петербург и Москва говорят о том, что это экономически выгодно. Экономика сейчас ориентируется на Восток. Понятно, что без английского никуда, но, по прогнозам, и китайский будет нужен всё чаще. Так что преподаватель китайского, причём со всеми необходимыми лицензиями, нам нужен. Может быть, это не самый первостепенный вопрос, но...

— А какой вопрос сейчас первостепенный?
— Многозадачность первостепенна. Приходится делать всё и сразу. У нас ещё не вся техника запущена в работу. Нужно довести до ума медицинский кабинет, открыть стоматологический.

— Стоматологический кабинет в школе — сейчас норма?
— Скорее нет, но у нас он будет. Уже смонтировано хорошее оборудование. Есть врач. И работы у него будет много — у всех учащихся появится возможность бесплатно посещать стоматолога.

— Что ещё необычное скрывается в стенах вашей школы?
— Я тут столько нахожусь, для меня это всё уже среднестатистическое. Повторюсь, весь функционал и всю мощность мы пока не используем. Педагоги только начинают осваивать лингафонный кабинет — аудиторию, оборудованную аудио-, видео- и мультимедийной аппаратурой для современного обучения языкам. Таких у нас два. Собираемся встречаться со специалистом по шахматам. Есть идея ввести час занятий шахматами в обязательную программу обучения, те же, кто увлечётся этим спортом, смогут заниматься дополнительно. Мы уже закупили большие напольные шахматы. Но есть у нас и обычные доски.

— Я слушаю и удивляюсь: как вас хватает на всё? Не страшно было брать на себя ответственность?
— Мне было интересно. Наверное, это моя сущность. До этого я работала в маленькой школе в Кречевицах. Там приходилось браться за всё. И работать с жителями микрорайона в том числе. Теперь я могу делать многое — от стройки до написания документов. По крайней мере — стараюсь. Но в большом образовательном учреждении без замов не обойтись. У нас собралась серьёзная команда, специалисты, с которыми приятно работать.

— Вы же — математик. Сейчас преподавать не получается?
— Сейчас это абсолютно невозможно!

— Скучаете?
— Скучаю! У меня педагогический стаж — 24 года. И я очень люблю преподавание математики, особенно в старших классах. Я начала свою работу студенткой пятого курса, меня пригласили в школу № 15 в Кречевицах вести информатику у 10–11 классов. Между мной и учениками было четыре года разницы. Но меня воспринимали серьёзно, и проблем с дисциплиной никогда не было. Старшие классы — это уважение: общение интеллектуально равных людей.

— Какой момент в вашей нынешней работе — самый любимый?
— Когда я подхожу к школе и вижу современное, яркое здание, к которому стремятся дети с горящими глазами и с желанием учиться, я думаю: мы это сделали!