Воскресенье, 22 декабря 2024

Анна Мельникова

Маршрут проложен

Антонина САВОЛЮК

По какой дороге идёт система регионального здравоохранения

Антонина САВОЛЮК возглавляет министерство здравоохранения Новгородской области менее полугода, но именно ей предстоит определить маршрут дальнейшего развития региональной медицины. Решения не будут простыми, уже сейчас областное здравоохранение — тема № 1 по накалу обсуждения, и уже понятно, что в привычном для населения виде система не сохранится. О том, почему и каким путем пойдёт региональная медицина, министр рассказала журналисту «НВ».

— Антонина Васильевна, вы пришли в правительство из лечебного учреждения. Масштаб и ответственность принимаемых вами решений изменились. Но вы очень деятельно начали свою работу.

— Когда я руководила городской поликлиникой, мне хотелось многое поменять. Я видела лишь ограниченную часть сферы здравоохранения, но у меня был и ограниченный набор средств и возможностей для того, чтобы что-то сделать. Да, сейчас передо мной как руководителем стоят более масштабные задачи, но и средств для их решения стало больше. Конечно, на первый план всегда выходят именно проблемы. Иногда кажется, что ты никогда не исправишь какую-то ситуацию, но потом понимаешь: есть возможности. И вскоре становится очевидным, что можно что-то изменить, привлекая других людей, иные ресурсы, что-то переформатировать, заставить работать по-другому. Работы много, но она мне очень интересна.

— Несомненно, что одни из самых громких тем для СМИ — это кадровые решения. Почему вы их принимаете достаточно решительно?

— Кадровые изменения были и будут. Без них систему не перенастроить. И этот процесс только начался внутри министерства. Какие-то его отделы утратили свою актуальность, поскольку причины, по которым они создавались, сегодня оказались уже не столь важны. А вот проектная деятельность стала новым перспективным направлением, она занимает много времени, соответственно, и силы будут концентрироваться вокруг неё. Кроме того, сама структура материально-технической базы нашего регионального здравоохранения требует изменений. Это касается не только финансов, оборудования, зданий, но и самих видов медицинских организаций: ФАПов, центральных районных больниц, амбулаторий и так далее. Инвентаризацию необходимо провести согласно федеральному законодательству и в соответствии с местными условиями, где надо учитывать удалённость населённых пунктов от областного центра, состояние дорог, количество жителей, сезонность, когда в сельскую местность приезжают дачники. Кадровое обеспечение тоже распределено по области неравномерно. Так, на периферии есть высококвалифицированные узкие специалисты, но там они не имеют возможности полностью реализоваться и поддерживать свою квалификацию. А общая проблема — в дефиците специалистов первичного звена: терапевтов, педиатров, фельдшеров.

— Как можно быстро восполнить этот необходимый ресурс?

— Его нужно максимально эффективно использовать. Если потребуется, то надо и переучивать специалистов. Тенденция, когда врач имеет несколько специализаций, продолжается, и ей надо следовать. Например, я — терапевт, аллерголог-иммунолог, врач медицинской профилактики. Многие кардиологи занимаются ещё и функциональной диагностикой, хирурги — УЗИ. И совмещение идёт только в плюс медицинскому результату. В обеспечении кадрами я делаю ставку на средний медицинский персонал. Нам нужны врачи, но чтобы подготовить доктора, требуется 7–9 лет. Подготовка фельдшера занимает 4 года. Далее в течение года он набирается опыта, и уже через пять лет у системы здравоохранения появляется хороший специалист первичного звена. Необходимо, чтобы и фельдшеры получали специализацию. Есть фельдшер ФАПа, фельдшер скорой помощи, а можно ещё освоить специализацию по акушерству, лабораторной диагностике, педиатрии.

— По итогам ваших встреч с населением видно, как болезненно люди реагируют на нынешнее состояние местного здравоохранения, боятся, что в результате перемен оно только ухудшится.

— Нужно сделать так, чтобы человек был вылечен в максимально короткие сроки и с максимально низкими затратами. Финансирование здравоохранения составляет самую большую часть в областном бюджете. Нужно научиться считать деньги, чтобы получить оптимальное соотношение: цена — результат. Есть определенная бюджетом сумма, на нее надо вылечить, оздоровить, профилактировать как можно больше людей, а в идеале — всех. В крупных городских клиниках оборудование, уровень подготовки медиков выше, чем в районных больницах. Там постоянно идет обмен опытом. Но минус крупных медицинских центров в том, что там больший поток пациентов. А в маленьких ЦРБ людям достаётся больше ухода и внимания. Но такого, что всех пациентов с периферии начнут направлять в Великий Новгород, не произойдёт.

— Но все же некоторые районные больницы ждёт объединение?

— Есть приказы по Мошенской, Батецкой, Холмской ЦРБ. Мошенскую присоединят к Боровичской ЦРБ, Батецкую — к Центральной районной больнице, Холмскую — к Поддорской ЦРБ. Прежде всего данное решение обусловлено численностью населения, проживающего в этих районах. Она низкая и не может обеспечить функционирование и содержание всех узких специалистов, оснащение и оборудование больницы. Данные затраты Фонд ОМС не окупает, поскольку действует подушевой норматив. Согласно ему в малочисленных районах может функционировать Центр врачебной практики. А узкие специалисты предусмотрены в больницах, обслуживающих население численностью не менее 20 тысяч человек.

— А юридический статус присоединяемых больниц определён?

— Этот вопрос будут решать главные врачи вновь организованных медицинских учреждений. Это будет или амбулатория, или участковая больница. Они одинаковы по статусу, только немного отличаются по штатному расписанию, по видам медицинской помощи и по задачам. После объединения у жителей данных районов появится возможность быть обследованными у большего количества специалистов. Они смогут пользоваться диагностической базой и консультацией специалистов тех медицинских центров, к которым их ЦРБ присоединят.

— Данная оптимизация не приведет к сокращению персонала?

— При нашем дефиците медицинских кадров никаких сокращений не будет. Поскольку и в головных больницах существует дефицит специалистов, они с присоединяемыми ЦРБ уже давно между собой обмениваются врачами. Однако произойдёт объединение экономической службы, хозяйственной.

— У присоединяемых больниц, да и не только у них, существуют огромные долги. Каким может быть выход из сложившейся ситуации?

— Цель — уменьшить и к концу 2019 года вывести в ноль кредиторскую задолженность медицинских учреждений. Разные для этого применяются механизмы, некоторые находятся в разработке. Но только своими силами маленькие медицинские учреждения покрыть задолженность не смогут, им нужно помогать извне. Финансовые проверки проводятся во всех этих больницах. Первое, что они должны сделать, — не наращивать дальше задолженность. Работать по средствам. Три ЦРБ объединяют с теми больницами, которыми руководят хорошие хозяйственники: Алевтина Николаевна Рыжова, Вадим Юрьевич Ладягин, Григорий Иванович Иванов. Я в них уверена.

— В нескольких больницах области уже поменялись руководители, и вы сказали, что процесс этот продолжится. Громко прозвучала отставка главного врача областной больницы Аллы Хорошевской. Было объявлено, что освобождение её от должности связано с ростом смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.

— Это одна из причин. Все медицинские учреждения должны работать как единый механизм. И вот один из его крупных элементов заедает по многим причинам. Руководитель медицинской организации должен обеспечивать в том числе и показатели здоровья. Многие из них у областной больницы не выполнены. Здесь возникают вопросы и к внештатным специалистам, которые находятся в прямом подчинении главного врача. Областная больница — образец медицинского учреждения, туда были направлены огромные ресурсы, создан сосудистый центр. Но итоговый результат не удовлетворяет.

— А по каким критериям вы будете подбирать нового главврача для больницы?

— Мне нужен руководитель, который расширит спектр медицинских услуг и профилей. Новгородская область не представлена ожоговым центром, трансплантологией и рядом других направлений. Я ищу такого руководителя, который обладает профессионализмом, работоспособностью, опытом работы в других регионах, который сможет привлечь высококлассных специалистов, создаст новые отделения и направления в больнице и повысит эффективность имеющихся.

— Чему сейчас уделяете особое внимание?

— В 2019–2020 годах произойдёт дооснащение сосудистых центров в Боровичах и Старой Руссе. В Старой Руссе уже идёт подготовка помещений под оборудование. В Боровичах готовится проектная документация. Возможно, четвёртый сосудистый центр откроется в Валдае. Параллельно необходимо дооснастить областной сосудистый центр. Кроме того, необходимо обновить парк машин скорой помощи, в том числе приобрести реанимобили класса С, чтобы довозить тяжёлых пациентов с инфарктами и инсультами. Но тут же встаёт проблема с дорогами, поэтому я понимаю, что сначала их нужно привести в порядок, а потом заниматься закупкой машин. По плохим дорогам реанимобили придут в негодность за три года. Следующий год станет годом массового внедрения санавиации. Уже в этом году максимально увеличено количество вылетов по сравнению с предыдущими годами.

— В региональном здравоохранении начался процесс внедрения телемедицины. Что из себя представляет данная технология?

— Телемедицина даёт возможность одному врачу проконсультироваться у другого по конкретному пациенту, когда специалисты уже знают, о чём будут говорить. Данная практика применяется давно. Но необходимо было сделать её официальной, подкрепить юридически. Телемедицинская консультация тоже относится к ответственности врача — как компетентно он дал рекомендации, назначил лекарства, сделал заключение. Она теперь учитывается в тарифе ОМС. Данную консультацию можно прикреплять к электронной карте пациента. Телемедицина — это качественный рывок вперёд в здравоохранении. А учитывая расстояния между медицинскими учреждениями, кадровый дефицит врачей, необходимо внедрить её как можно быстрее на всей территории области.