Суббота, 16 ноября 2024

Василий Дубовский

Рецепт прокурора Гуришева

Фото: procnov.ru

Коррупцию излечат профессионализм и порядочность

2018-й был для Андрея Гуришева первым годом в должности прокурора области. Если точно — первым полным годом, ведь на своём посту Андрей Вячеславович — уже полтора года, а всего в прокуратуре области — около семи лет. Об итогах минувшего года «НВ» рассказал прокурор Новгородской области Андрей ГУРИШЕВ:

— Год был непростой. Оглянувшись назад, видишь черную тень пожара в кемеровской «Зимней вишне». Как и наши коллеги в других регионах, мы провели большую работу по проверке пожарной безопасности в торговых центрах, на объектах культуры и спорта и т.д. Только судебных исков об обязании устранить выявленные нарушения было подано более 50. В настоящее время на рассмотрении остается лишь одно заявление — в отношении ТЦ «Квадратный метр». Социально-экономическая ситуация была (и остается) не из простых, поэтому в значительной степени акцент делался на защите прав граждан, в особенности — наименее защищенных категорий: несовершеннолетних, инвалидов, сирот.

— На выплате заработной платы.

— И это тоже. Любая коммерческая деятельность связана с определенными рисками, но люди должны получать вознаграждение за труд в полном объеме и в положенный срок. К сожалению, есть руководители, для которых это не является безусловным приоритетом. На такие нарушения мы реагируем жестко.

— В чем, по-вашему, корень проблемы — это объективные причины (трудности для ведения бизнеса) или субъективные (стиль руководства)?

— Каждый случай индивидуален, но в основном сказывается всё же субъективный фактор. Стиль, личные качества руководителя. Тут совокупность обстоятельств — недостаток профессионализма, несколько авантюрный склад характера, пренебрежение законными интересами работников. Буквально на пальцах можно пересчитать примеры, когда все или почти все возможные меры по недопущению кризиса, по выходу из него принимались, но, увы, обстоятельства оказались сильнее. Вспомним хотя бы маловишерский завод «Электроаппарат». Но бывает и так: работникам бизнесмен не платит, а себе родному — ни в чем отказу.

— Тем не менее самые жесткие меры применяются редко.

— Работодатели стараются не переступать ту черту, за которой начинается уголовная ответственность. И у нас нет такой задачи, чтобы всех и каждого наказать по максимуму. Главное, чтобы людям было возмещено то, что им полагается.

Кстати, здесь можно провести аналогию с дружественным правосудием, применяемым по отношению к несовершеннолетним, преступившим закон. Напомню, наш регион — один из немногих в стране, где есть такое. Это наш совместный проект с областным судом, правительством области. В его основе — стремление не покарать, а воспитать. Правительством создана служба медиации, с трудными подростками, натворившими дел (обычно это воровство, хулиганство), работают профессиональные педагоги, психологи. Примирение с потерпевшим, принесенные ему извинения, возмещенный ущерб — всё это учитывается судом.

— И в результате?

— Отмечу хотя бы такой факт: в прошлом году не было ни одного рецидива со стороны несовершеннолетних, к которым ранее применялось дружественное правосудие.

— А что можно сказать о результативности общественных форумов, проводимых прокуратурой?

— Мы их не просто проводим. Берем актуальную, серьезную проблему, вникаем, привлекаем специалистов, обсуждаем, выходим на необходимые решения. Взять, к примеру, вопросы экологии. Напомню, что у нас был форум, посвященный антропологическому воздействию на озера Валдайского водораздела. Он состоялся в декабре 2017 года, поэтому конкретная работа по выполнению поручений, данных губернатором Новгородской области Андреем Никитиным, началась уже в 2018 году. Только несколько фактов: на озере Валдайском скашивалась и удалялась водная растительность, проводилась очистка дна от мусора, в прибрежной части установлены контейнеры для сбора мусора, оборудованы локальные очистные сооружения на всем водосборе озера. Планируется полная замена ливневой канализации в городе Валдае. По оценке экологов, концентрация вредных веществ уже стала снижаться.

Был также форум по доступной среде. Без преувеличения могу сказать, что проблемы людей с ограниченными возможностями мы пропустили через себя. Например, в Боровичах наша сотрудница провела день вместе с молодой мамой, вынужденной передвигаться на коляске. Как она утром спускается с третьего этажа? Только с помощью мужа. Как ей попасть на занятия ребенка, посещающего спортивную секцию? Никак! Только до порога. Дальше инвалиду хода нет. Правда, в этой связи и нам предъявлялись претензии. Помнится, житель Валдая подал реплику на мое выступление, мол, все правильно говорите, только и сама районная прокуратура для нас недоступна!

— Отреагировали?

— Конечно! Будем решать вопрос. И не только по этому зданию.

— Многие новгородцы не без доли сочувствия наблюдали по телевидению сюжет с задержанием руководителя территориального управления Роспотребнадзора. Всё у изобличенного было на лице. При всем при том кому из простых смертных стоматологические услуги оплачивал «Белгранкорм»? История из разряда претендующих на событие года.

— Сложно сказать. У вас, журналистов, свои критерии. Что попало в репортажи и на новостные ленты, то и «громкое дело». Бывший руководитель департамента строительства и дорожного хозяйства осужден — громко это как-то не прозвучало. Но если вскрылось, что директор банно-прачечного предприятия имел на стирке незаконный доход, то об этом все пишут.

— Это же фишка — «отмыв денег».

— Это понятно, но похожих историй немало. Задержание отдельных руководителей — лишь часть работы по выявлению и пресечению всевозможных махинаций и коррупции. И по большому счету — профилактика. Повод задуматься: осуждаешь казнокрадов и взяточников, тогда сам, если нарушил скоростной режим, плати штраф в доход государства, а не пытайся дать гаишнику на лапу. Впрочем, с такого рода мелкими взятками все-таки проще: технические средства помогают.

— Камеру не подкупишь, так ведь и со средствами видеофиксации некрасиво вышло. Настолько, что бывший директор Агентства развития Новгородской области, разместивший заказ, получил реальный срок. Причем Новгородский районный суд применил акт об амнистии, но прокуратура всё же добилась более строгого наказания.

— Потому что данный руководитель нарушил едва ли не всё, что мог. Не было никаких конкурсных процедур, совершенно очевидно, что контракт был подготовлен на слишком выгодных условиях для исполнителя — «Ростелекома».

— Скажите, а экс-сенатора Кривицкого, обвиняемого в получении взятки от экс-заместителя губернатора Шалмуева, мы увидим на скамье подсудимых?

— Надеюсь, что да. В данном случае сказывается международно-правовая, но в еще большей степени политическая проблематика. Западные партнеры весьма неохотно выдают наших преступников нашему правосудию. Вопросом об экстрадиции Кривицкого занимается Генпрокуратура. Мы и гендиректора фирмы «Экспресс» Марковкина, крупно обманувшего дольщиков и сбежавшего, как оказалось, в Германию, ждем с нетерпением в Великом Новгороде.

— В прошлом году вновь не обошлось без уголовных дел в отношении местных глав. Один такой случай лично меня огорчил. С этим человеком ранее у меня было интервью. Он сетовал, что проблем полно, а бюджет крайне мал. И чуть что — ты крайний. О чем эта тема, тоже про субъективный фактор?

— Если глава, выполняя функции заказчика, принимает решение о выплате аванса, а потом подрядчики пропадают вместе с полученными деньгами, так ничего и не сделав, конечно, ему придется отвечать. Местная власть ратует за расширение полномочий и увеличение финансирования, но надо же и то, что есть, использовать рачительно. Это же видно, из-за чего случился форс-мажор. Нерасторопность, некомпетентность — тоже плохо, но за это нет статьи в Уголовном кодексе. Взять, к примеру, чудовский ФОК.

— В ноябре долгострой сдали, а в декабре привлекли к ответственности бывшего директора Центра обеспечения деятельности муниципальных учреждений.

— Как раз тот случай, когда должностное лицо принимает работу, подписывает акт, а самой работы нет. Я имею в виду стадию проектирования. Но по этому ФОКу можно привести и другой пример, объясняющий, откуда у нас берутся долгострои. Когда начали возводить фундамент, спохватились, что в зоне строительства находятся коммуникации, которые нужно оттуда выводить. Почему раньше никому не пришло в голову посмотреть имеющуюся схему? В итоге глава района (теперь уже бывшая) стала просить помощи из областного бюджета: надо же убирать трубу. Вообще, от злоупотреблений и коррупции есть простой рецепт — профессионализм и личная порядочность.

— Может, претендентов на должности, связанные с управлением и материальной ответственностью, надо предварительно на детекторе лжи, как говорится, заслушать? В иных коммерческих структурах применяется.

— И в иных силовых структурах тоже. Я не очень знаком со статистикой и научным обоснованием этого. Хотя знаю, что есть и практика введения в заблуждение полиграфа. Не все в нашей жизни следует поручать машине. С моей точки зрения, принцип неотвратимости наказания — эффективнее. Как у Булгакова: разруха, она — в головах. Сознание нужно менять. И заниматься делом, а не поиском объяснений. Вы думаете, если уровень преступности в области начнет заметно повышаться (сейчас ситуация — стабильная, контролируемая), с нас не спросят? Мы анализировали ситуацию с охраной объектов культурного наследия. Их в области — около 5200. Защита проектами охранных зон минимальная. Мало средств, мало специалистов. И что? Определитесь с приоритетами, проведите ревизию списка. Мы сами, подыскивая здание для прокуратуры Великого Новгорода, столкнулись со странным примером: дом 1957 года постройки, только фундамент XIX века. Какой же это памятник?

— Недавно сотрудники прокуратуры отметили свой профессиональный праздник.

— Друг друга мы уже поздравили. Будет еще один приятный повод — юбилей прокуратуры. На следующий же день после юбилея Новгородской области. Но эти даты происходят от большого новгородского дня — 75-й годовщины освобождения. Хочу поздравить с этим новгородцев, особенно ветеранов, всех, кто имел отношение к трагическим, но великим страницам нашей истории. Благополучия вам, мирной и достойной жизни.