Суббота, 04 мая 2024

Урок гостеприимства

Фото: из личного архива Натальи Омаровой

Готовы ли турбизнес и горожане к новому туристическому сезону?

Недавно в Санкт-Петербурге вручили премию «Эксперт года». Это ежегодная награда делового журнала «Эксперт Северо-Запад». Её присуждают тем, кто зарекомендовал себя как профессионал в своей сфере. В числе 17 обладателей премии — Наталья ОМАРОВА, генеральный директор туристического офиса «Русь Новгородская». О том, как наш регион привлекает гостей, она рассказала «НВ».

— Наталья Юрьевна, вас признали победительницей в номинации «Эксперт в сфере гостеприимства». А что вы вкладываете в само слово «гостеприимство»?

— Гостеприимство — это сложное, многоаспектное понятие. Для меня это не только отличный сервис, вызывающий позитивный отклик гостей, но и готовность турбизнеса и самих горожан к наплыву туристов, к туристическому сезону. Это в том числе и очень большая совместная работа, например, по благоустройству. Уборкой улиц, озеленением и оптимизацией городского пространства дело не ограничивается: гостеприимство — это еще и развитая инфраструктура, и готовность помочь туристу сориентироваться в городе, подсказать дорогу, желательно на его языке. Когда мы говорим о гостеприимстве, нужно говорить не только о бизнесе, о каких-то конкретных гостиницах или ресторанах, но и обо всём регионе в целом.

— В Новгородской области уже научились принимать гостей?

— Я думаю, имеет смысл подтянуть бизнес-процессы внутри каждой компании, чтобы соответствовать мировому стандарту, хотя, безусловно, это вотчина собственников. Но и они должны помнить, что мы родились и живем в уникальном месте. Помнить и использовать безграничные в туристическом плане возможности. Только что я была на деловой программе отборочного чемпионата WorldSkills, который проходит в Великом Новгороде, и рассказала, что у нас 5071 объект культурного и природного наследия. После меня вышел представитель Новосибирска и сказал: «А у нас их нет, и нам нужно что-то придумывать, как-то удивлять людей». Наше преимущество в том, что у нас всё есть, нам нужно просто более грамотно и системно этим пользоваться.

— Вы представляли на конкурс проект по созданию туристских информационных центров. Что они из себя представляют?

— Это тоже инструмент гостеприимства, своего рода проводник туриста по территории. Мы построили три туристских информационных центра. Первый из них открылся 17 декабря 2018 года рядом с железнодорожным вокзалом в Чудове. Там рядом автостоянка, крупные магазины, это одна из точек притяжения в городе. Второй и третий центры появились уже в этом году — на территории железнодорожного вокзала в Окуловке и в Валдайском районе, неподалеку от деревни Зимогорье. Вблизи расположен ресторанный комплекс, автозаправка, то есть всё, что нужно для путешественника. Центры выполнены в едином корпоративном стиле, таких нет больше в России. Мы создали свои собственные стандарты, опираясь на ГОСТы, на требования туриндустрии, и обучили им сотрудников. К нам уже обращались другие регионы, в частности, Псков, с просьбой поделиться опытом создания туристских информационных центров. Мне приятно было узнать, что и у РЖД была задумка открывать такие центры на своих вокзалах, и на Ленинградском вокзале в Москве появился туристский информационный центр, внешне очень похожий на наши.

— Что получит гость, обратившись в информационный центр?

— Прежде всего — профессиональную консультацию: что посмотреть, куда поехать в Новгородской области. Путешественник сможет бесплатно взять туристскую карту региона, раскраску для детей — чтобы не скучали, лифлеты по городам и предложения от туроператоров. Скоро в ТИЦах проявится и путеводитель для автопутешественников «Новгородская Гардарика». Еще один сервис — «Карта гостя Руси Новгородской». С ее помощью можно самостоятельно сформировать свой маршрут по региону. В информационном центре турист может зарядить телефон, выпить воды. Кроме того, скоро мы запустим в центрах продажу сувенирной продукции, и вся она будет от новгородских ремесленников.

— Посетители оставляют отзывы о центрах?

— Да, их очень много. В каждом туристском информационном центре у нас есть книга отзывов и предложений, и все книги полны приятных слов. Мы знаем, что люди, когда проезжают мимо и видят эти центры, обязательно в них заходят, фотографируются.

— От момента, когда было принято решение создать такие центры, до открытия первого из них прошло четыре месяца. Каково было работать в такие сжатые сроки?

— Безумно сложно. Нужно было продумать всё, начиная от эскиза, демонстрирующего, как будет выглядеть офис, до подбора места. Оказалось, что требуется проделать очень много «бумажной» работы. Где-то территория, на которой мы хотели расположить центр, была муниципальной, где-то она принадлежала ОАО «РЖД». Согласование, заключение договоров, подбор и обучение персонала — всему нужно было уделить время. Но у нас сложился коллектив профессионалов, и работа была проведена быстро и грамотно. Отдельно хочу поблагодарить глав Окуловского, Валдайского и Чудовского районов. И они, и их заместители шли нам навстречу, помогали. Не раз и не два мы собирались с представителями Российских железных дорог, и всегда это были продуктивные встречи. Ну и, конечно, бесценный вклад в создание ТИЦ на территории региона внесло министерство инвестиционной политики Новгородской области в лице Куимова Владимира Алексеевича, который тогда занимал должность министра, и департамент туризма в лице Павловой Ольги Сергеевны. Хочу выразить им огромную благодарность!

— Когда вы рассказываете людям о Новгородской области, как вы её позиционируете?

— Мы долго думали над этим и пришли к выводу, что в первую очередь наша область — это земля с живой историей, живой природой, живыми традициями русского православия. Она прекрасно подходит для автомобильных путешествий и для семейного отдыха. Это Родина России, расположенная между двумя столицами.

— Вы отслеживаете, насколько популярен наш регион у гостей?

— Мы видим это по уровню загрузки на сайте бронирования отелей Booking.com. Могу сказать, что на новогодние праздники гостиницы, отели и хостелы были загружены на 86%. Причем это загрузка в целом по области, а не по Великому Новгороду, который традиционно популярен в эти дни. Мы также видим отзывы, которые оставляют путешественники. У нас в последние годы появились небольшие отели, такие, как гостевой дом «Три кота», бутик-отель Truvor. Они получают очень высокие оценки туристов на Booking.com.

— У нас будут строиться еще два отеля. Как думаете, они найдут своих клиентов?

— Да, в Великом Новгороде планируется строительство двух отелей. Это бутик-отель «Русский» на Большой Московской и апарт-отель «Неревский» на улице Великой. Его будет строить молодой предприниматель, новгородец, и он ставит себе задачу создать отель категории «4 звезды». У нас пока нет такого отеля, и я думаю, что предприниматель выбрал верное направление и его работа будет востребована.

— В прошлом году вы запустили «Карту гостя Руси Новгородской». Она пользуется спросом?

— Мы сейчас активно ее продвигаем. Как любому новому проекту, этому потребовалось время на адаптацию. Сейчас мы видим позитивные отзывы. Мы будем продолжать обучение партнеров, которые работают с нами, потому что бывает так: бизнес вошел в этот сервис, а что делать дальше, никто не понимает. Мои коллеги буквально каждый день посещают кафе, гостиницы, музеи, которые работают с нашей «Картой гостя», ведут ознакомительную работу, сами получают информацию. Всего таких партнеров у нас более 80, и мы хотим, чтобы как можно больше гостей региона воспользовались их услугами.

— Когда я поднималась к вам в офис, то видела на стенах фотографии новгородских достопримечательностей. Они ведь успели побывать на выставке в аэропорту Пулково?

— Да, мы проводим много выставок, причем стараемся организовать их в тех местах, где с природой, красотой Новгородской области, с объектами ЮНЕСКО, с нашими событийными мероприятиями смогут познакомиться как можно больше людей. Часть фотографий из Пулкова мы забрали, чтобы повесить у себя. У нас были выставки и во Внуково, и в Нижнем Новгороде, но не всегда фотографии печатаются в виде отдельных стендов. Чаще это накатная пленка, которую просто закрепляют поверх, и мы не всё можем забирать с собой. Но традиция продолжится. В этом сезоне у нас будет еще несколько выставок в московских парках.

— В Новгородской области каждый год много событий, фестивалей. На какие из них вы будете привлекать гостей?

— Мы работаем со всеми, нельзя сказать, что кого-то не поддерживаем. В конце прошлого года мы собрали предложения туриндустрии, министерства культуры, департамента туризма, министерства спорта о том, какие наиболее значимые для туристов мероприятия могли бы войти в событийный календарь. Затем он был отпечатан в типографии. Сейчас его можно получить в купейных вагонах поездов РЖД, в туристских информационных центрах, на железнодорожных вокзалах. В календарь событий вошли, к примеру, фестивали, которые стали в прошлом году обладателями Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards. Это фестиваль «Забытый подвиг — Вторая Ударная армия», проходящий в центре посёлка Тёсово-Нетыльский, музыкальный фестиваль «КИНОпробы», который этим летом снова состоится в Окуловке, и фестиваль музыкальных древностей «Словиша». Кроме того, мы рассказали в календаре о Ганзейской неделе, фестивале «Русская музыка», о кинофестивале «Вече» и о многих других.