Музею народного деревянного зодчества — 55
Официально днём рождения считается 5 июня 1964 года: в этот день Исполнительный комитет Новгородского городского Совета депутатов трудящихся издал распоряжение об образовании Заповедника образцов народного деревянного зодчества. Уже в августе того же года на территорию, выделенную музею, был перевезён из села Курицко замечательный памятник — церковь Успения Богородицы (1595 г.). Летом 1965-го были закончены реставрационно-сборочные работы.
В настоящее время «Витославлицы» — живая площадка истории, популярное место познавательного отдыха, наконец просто живописный уголок — переживают ренессанс. Ведь в рамках проекта комплексной реставрации, начатой в 2017 году, сделано многое, но ещё далеко не всё. О прошлом, настоящем и ближайшем будущем — наш разговор с заведующей филиалом Новгородского музея-заповедника, музеем народного деревянного зодчества Олесей ГАВРИЛОВОЙ.
— Олеся Николаевна, надо сказать спасибо горисполкому?
— Без понимания со стороны властей музея могло и не быть. И всё же в первую очередь стоит вспомнить инициатора — нашего выдающегося архитектора-реставратора Леонида Красноречьева. Ведь его упрекали, критиковали за идею переноса памятников: как можно «выдергивать» их из исторического контекста и ландшафта? Он говорил, что если этого не сделать, можно вообще лишиться уникальных образцов зодчества, доставшихся нам от предков. Говорил, что время рассудит. И мы знаем сегодня, что он был прав.
— Как сказал поэт, и лучше выдумать не мог. И место выбрать тоже, кстати.
— Конечно! Бывшая усадьба графини Орловой-Чесменской, окрестности Юрьева монастыря, вид на Рюриково городище, живописные заливные луга... Леонид Егорович вообще смотрел далеко вперед, гораздо дальше многих своих современников.
— Ну, в отличие от многих у него была возможность забраться на леса заново возводимых храмов.
— Именно благодаря Красноречьеву мы имеем панораму, снятую с высоты Успенского храма. Там всё — как было в середине 1960-х. Несколько деревянных домишек стояли, в них жили люди. Сосновая роща, стожки сена на скошенном лугу... У Леонида Егоровича перед глазами был образ будущего. Он рассуждал о туристическом потенциале «Витославлиц», о необходимости резервировать территории. Через дорогу от музея, там, где сейчас находится «Юрьевское подворье», он представлял стилизованную деревню, инфраструктуру для отдыха. С трактиром, представляете? В те-то времена.
— Насколько мне известно, эту идею вы намереваетесь всё-таки осуществить, хотя выбор площадки ограничен.
— Есть подходящее местечко. Это за кассовой зоной, недалеко от входа. Трактир действительно нужен. Чтобы нашим посетителям было где посидеть, пообщаться, перекусить. Рядом обустроим детскую площадку. Будет очень уютно, я уверена. А напротив мы разобьем фруктовый сад.
— Как при графине?
— Точь-в-точь. Только оранжерей не будет. А груши, яблони и вишни посадим. Причем именно тех сортов, которые были в саду Орловой-Чесменской.
— И они до сих пор сохранились — та селекция, что была в XIX веке?
— Вы знаете, да. Вишня Владимирская, яблоня Титовская... Эти саженцы и теперь можно приобрести. В Российском государственном архиве древних актов хранится «Фонд Юрьева монастыря», в котором имеется полная опись усадьбы, в том числе и сада. И названия сортов, и откуда их выписывали. Даже имена садовников.
— Но для того, чтобы воссоздать сад, наверное, придется чем-то пожертвовать? Я имею в виду ныне произрастающие деревья.
— Придется почистить так называемый самосев. Все ценное мы сохраним. Ни одно дерево, которому больше ста лет, никто не тронет. Они под охраной. Есть деревья, занесенные в реестр как памятники природы — лиственница, дуб черешчатый. Дуб стоит на аллее, ведущей от восточного фасада дома графини к Пантелеймонову монастырю. Монастырь не сохранился до наших дней, но его фундаменты были исследованы историком архитектуры Владимиром Седовым. Всего насчитывается около сорока деревьев, которые можно назвать современниками Орловой-Чесменской.
Неподалеку от трактира (к слову, проект профинансирует Всемирный банк) разместятся ремесленные мастерские. Это давняя наша мечта — создать достойные условия для работы мастеров.
— Давайте тогда уж напомним новгородцам, что вообще даст комплексная реставрация «Витославлиц».
— Саму реставрацию и даст, прежде всего. У нас из 30 построек — 21 памятник деревянного зодчества федерального значения. А дерево, как вы понимаете, — тот материал, который требует к себе очень бережного отношения. Приятно, что после реставрации откроются и некоторые памятники, в которые прежде не было доступа. И очень важно, что в этих церквах будут иконостасы.
— Иконостас должен быть в храме, а не в фондах?
— Не совсем так. Объекты неотапливаемые, нельзя рисковать подлинниками. Поэтому нам пишут копии. Не первый год к взаимному удовлетворению сотрудничаем с Санкт-Петербургской художественно-промышленной академией имени Штиглица. Студенты приезжают к нам на практику. Буквально сейчас они работают над иконостасом для церкви Николая Чудотворца из деревни Высокий Остров.
— Первоначально планировалось завершить комплексную реставрацию летом этого года, но затем сроки были отодвинуты. Не всегда можно сразу определить масштаб задач?
— И это тоже. Взять, к примеру, церковь Рождества Богородицы из села Передки. Это наш самый древний храм, построен в 1531 году. Он был перевезен полвека назад. При углубленном обследовании стало понятно, что тех работ, которые внесены в проект, будет недостаточно. Мы советовались с лучшими отечественными специалистами. Вывод был следующий: храм придется перебирать.
Кроме того, много времени требуется на формирование экспозиций. Это касается не только дома Орловой-Чесменской, где будет показан дворянский быт, чего прежде в музее не было. Традиционный крестьянский бытовой уклад и праздничную культуру мы собираемся отразить в избах — тоже задача не из простых. В избе Царевой из Крестецкого района мы хотим восстановить экспозицию, созданную известным новгородским историком-этнографом Михаилом Васильевым. В память о нем, а также принимая во внимание мнение ведущих этнографов, считающих эталонной экспозицию, созданную в свое время Михаилом Ивановичем.
Один из наших глобальных проектов — мельница. Восстанавливаются механизмы, мельница будет действующей, будет включена в экскурсионный маршрут. Молоть там постоянно муку мы не собираемся, но во время праздничных мероприятий мельница будет работать.
— Всё то, о чем вы рассказываете, предполагает рост числа посетителей, не так ли?
— Конечно.
— Им не хочется топтаться у порога. Я имею в виду проблему парковки.
— А вот для этого у нас в качестве софинансирующей стороны присутствуют область и муниципалитет, которые приняли на себя ряд обязательств по развитию инфраструктуры. Предусмотрено расширение дороги, ведущей от Юрьева монастыря в город, с выделением дорожки для велосипедистов. Обустройство парковки возле музея также планируется. Есть уже и проектно-сметная документация.
— На этой оптимистической ноте можно было бы и закончить. Будем надеяться на новое качество дороги, ведущей к храмам.
— Именно так она и ведет. В том и отличие «Витославлиц» от других российских музеев деревянного зодчества, что у нас треть всех построек — храмы. Семь церквей и три часовни.
— Как будете отмечать юбилей?
— В этот день у нас откроется еще один объект — пожарный сарай.
— На всякий пожарный?
— Дорога ложка к обеду. Конечно, мы не можем не созвать свой музейный круг. Соберемся на нашей новой интерактивной площадке. У нас там, кстати, сложена русская печь. Будем печь пироги, греть самовар. Обязательно пригласим ветеранов. И им, и действующим сотрудникам, всем — огромное спасибо за их труд. Руководителям. Не могу не назвать Людмилу Андреевну Филиппову. Кажется, не так много она работала — с 1974 по 1980 годы. Но это было золотое время: именно тогда в «Витославлицы» перевезено наибольшее количество памятников. И поэтому груз забот и ответственности был особенно тяжел. Кстати, тогда сотрудники музея часто ездили в этнографические экспедиции.
— А теперь?
— Мы продолжаем ездить в этнографические экспедиции один раз в год. Нынешним летом экспедиция планируется в Вологодскую область, в ту ее часть, которая ранее относилась к Новгородской губернии.
Потом музей возглавил Сергей Иванович Масловский. В 1985-м его сменила Людмила Владимировна Паршина и проработала заведующей музеем до 2011 года. Глубокий исследователь, великолепный рассказчик. Она и сейчас в музее. У нее только одна запись в трудовой книжке. Хочется поблагодарить наших реставраторов, вообще всех сотрудников. Но в первую очередь я поздравила бы музейных смотрителей. У них нелегкий труд. С них начинается музей, они — его лицо.