Пятница, 22 ноября 2024

«Отходы сами по себе не исчезают»

Фото: Владимира МАЛЫГИНА

Министр ЖКХ и ТЭК региона Ирина НИКОЛАЕВА — о мусоре, обязательствах, ГЛОНАССе и «мёртвых душах»

Оплата услуг региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО), вывоз мусора — горячая тема последних дней: жители некоторых сельских поселений региона жалуются, что им выставляются счета за неоказанные услуги по вывозу отходов.

Напомним, что регион стал одним из первых в России, где стартовала реформа в сфере обращения с ТКО. С 1 января 2019 года в процесс включились все субъекты страны. Теперь за вывоз и транспортировку мусора в области отвечают регоператоры, и по закону каждый собственник квартиры, дома, организации и предприниматели, владеющие недвижимостью, обязаны оплачивать его сбор и утилизацию.

Вывоз отходов стал коммунальной услугой. Так же, как газ, водоснабжение, отопление, электроснабжение. Оплата новой услуги — обязанность каждого. Но, как и всё новое, приживается это непросто.

— Ирина Юрьевна, давайте вспомним, для чего в стране пошли на кардинальные изменения законодательства в сфере обращения с ТКО.

— Главная цель — забота об экологии. Для этого необходимо собирать мусор у всех и везде, чтобы не возникали несанкционированные свалки, а люди не занимались сжиганием, прикапыванием отходов. Утилизировать их нужно цивилизованно — на полигоне.

Сбором и вывозом отходов должна заниматься специализированная организация. Чтобы избавить рынок от «чёрных» игроков, регоператоров, которые занимаются сбором, вывозом и транспортировкой ТКО, стали определять по конкурсу. Победить в нем могут только компании, соответствующие целому списку требований. Федеральное законодательство установило список основных и предоставило регионам право устанавливать дополнительные условия для участников конкурса.

Мы этим правом воспользовались. В число дополнительных условий вошли наличие у участников конкурса и мусоровозов, и спецоборудования, и обученных работников, и банковская гарантия, и лицензии на обращение с максимальным числом видов отходов.

— Чтобы на конкурс не заявились фирмы-однодневки?

— И чтобы конкурс выиграли организации, готовые профессионально оказывать такие услуги, а не фирмы, которые после победы возьмут на субподряд наши же, местные компании, установят для них заниженные цены, а образовавшуюся «дельту» будут класть в свой карман.

Ещё одна важная цель этой реформы — внедрить раздельный сбор отходов. Часть из них должна направляться на вторичную переработку, остальное — цивилизованно утилизироваться.

Для того чтобы новая система заработала, на федеральном и региональном уровнях были приняты необходимые законы и подзаконные акты. В частности, в каждом регионе, и в том числе в Новгородской области, создали территориальную схему обращения с ТКО. Она включает информацию обо всех полигонах в области, контейнерных площадках как в городах, так и на селе, схему движения мусоровозов, зоны деятельности региональных операторов. В нашей области их четыре. В первой зоне работает ООО «Спецтранс», во второй и третьей — ООО «Экосервис», в четвёртой — «Экосити».

Помимо этого на региональном уровне были приняты тарифы на обращение с ТКО, по которым работают регоператоры, а также нормативы накопления отходов для разных категорий потребителей — для города и села, благоустроенного и неблагоустроенного жилья.

— С какими основными изменениями столкнулись после реформы рядовые потребители?

— Самое главное — теперь у каждого жителя области есть право вынести свой пакет с мусором на контейнерную площадку или в специально отведенное для этого место. Сотрудники регоператора обязаны забрать и доставить эти отходы на полигон.

Кроме того, изменился принцип начисления платы за вывоз ТКО. Теперь её определяют в зависимости не от площади жилья, а от числа прописанных в доме или квартире или, если прописанных нет, по количеству собственников. Мусорят люди, а не квадратные метры.

И третье. Раньше фактически обязанность оплачивать вывоз мусора касалась только жильцов многоквартирных домов — у них выбора не было, иначе горожан ждал бы мусорный коллапс. Для собственников частных домов заключение договора на вывоз отходов было добровольным делом. Самые сознательные заключали договор. Остальные либо попросту сжигали отходы в металлической бочке у дома — в наших садово-огородных товариществах таких много, либо закапывали, либо выбрасывали, создавая свалки, либо приносили на контейнерные площадки многоквартирных домов, фактически не платя за вывоз мусора.

Теперь оплата услуг по вывозу мусора стала обязанностью для всех — и для горожан, живущих в многоквартирных домах, и для тех, кто живет в частном секторе.

— Но многие до сих пор уверены: мол, если договора с регоператором нет, то и платить не надо.

— Это не так. После того как регоператоры подписали договоры о сотрудничестве с региональным министерством по ЖКХ и ТЭК, каждый из них разместил в открытом доступе публичный договор с населением на оказание услуг по обращению с ТКО. Он — типовой, разработан на федеральном уровне.

Этот договор является публичной офертой, как и любой договор для организации жилищно-коммунального комплекса. Ведь у каждого из нас нет отдельных договоров по тепло- или водоснабжению, водоотведению, электроснабжению... Хотя все эти услуги мы получаем и оплачиваем. Публичный договор можно, но не обязательно заключать в письменной форме. Он начинает действовать с момента оказания услуги.

Если мусор был вывезен, каждый потребитель должен оплатить пришедшую в конце месяца от регоператора квитанцию. Если мусор не вывезли, следует либо направить претензию оператору, либо обратиться в наше министерство, либо в комитет государственного жилищного надзора.

Часть жителей региона выносят пакеты с мусором на контейнерные площадки у дома, часть — пользуются так называемым пакетным способом: выносят мешки с отходами на установленное администрацией сельского или городского поселения место по установленному графику. Обычно такие точки находятся на главных улицах населенного пункта. Графики движения мусоровозов в районах есть.

Люди заявляют, что не видят, как мусоровоз регоператора приезжает за отходами. Почему нужно обязательно это увидеть? Главное, что контейнеры для мусора — пустые. Отходы сами по себе не исчезают. Значит, их вывезли. И в тех населенных пунктах, жители которых жаловались на регоператора, — в частности, в Борках (Новгородский район. — Авт.), — я не видела заваленных мусором контейнерных площадок.

— Министерство может проконтролировать движение мусоровозов? Насколько знаю, каждая машина оборудована системой ГЛОНАСС.

— Да, при появлении жалобы мы запрашиваем данные о движении мусоровоза и проверяем, проехала ли машина по всему маршруту. К сожалению, зачастую техника регоператоров объективно не может заехать на каждую улицу. Как, например, в случае с шимской деревней Коломо, о которой журналисты тоже рассказывали. Мы в этой деревне побывали. В ней нет дорог — только сеть тропинок. Поэтому жители выносят пакеты с отходами к основной дороге. И такая деревня — не единственная в области.

— А некоторые — чаще всего дачники — заявляют даже, что вывозят свой мусор едва ли не в Петербург.

— Вот в это никогда не поверю! Везти пакет с мусором в багажнике своего автомобиля до Санкт-Петербурга?! Скорее всего, выбрасывают в ближайшем лесу или на чужой контейнерной площадке.

— Как решить проблему с квитанциями, пришедшими на уже умерших людей?

— Перед началом своей работы весной прошлого года региональные операторы запросили сведения о собственниках квартир и домов в областном управлении Росреестра. Очевидно, что за минувшее время эти сведения устарели либо они не соответствовали действительности уже ранее, на момент получения. Регистрация прав собственности после смерти владельца недвижимости тоже занимает некоторое время. Поэтому и возникли эти сбои.

— Кстати, такие споры относятся к гражданско-правовым?

— Так и есть. Потребитель должен самостоятельно договариваться с регоператором, если в квитанции указаны некорректные данные о собственниках, прописанных или неверная сумма платежа. Если собственник у дома, квартиры поменялся, нужно сообщить об этом оператору. Как и в случае с количеством прописанных или фактически проживающих. Случается, что кто-то из членов семьи уезжает в длительную командировку, отправляется на службу в армию, на учебу в другой город... Нужно предоставить регоператору подтверждающие справки, и он не будет начислять плату на уехавшего человека. Мы ведь не ждем, что управляющая компания будет это выяснять за нас? Нелогично ожидать этого и от организации, занимающейся вывозом мусора. Если возник спор, сначала можно разрешить его в досудебном порядке, направив регоператору претензию. Если так договориться не удалось, можно обратиться в суд.

Но это — далеко не самая главная проблема сегодня. Основные сложности в другом. Во-первых, согласно новому законодательству управляющие компании должны были выделить услугу по вывозу мусора в квитанциях в отдельную строку. Сделали это не все. Поэтому УК региона были даны соответствующие предписания.

И вторая проблема — начисление платы за вывоз ТКО за истекший период. Как говорится, «задним числом». Вот это неправильно! Мы об этом и говорим регоператорам, и подготовили обращения в прокуратуру для того, чтобы они направили предписания о недопустимости такой практики. Начислить плату можно только за текущий период — последние три месяца. За предыдущие выставлять квитанции нельзя.

— Но у наших операторов был довольно короткий переходный период. В феврале 2018 года прошел конкурс, а в мае одна из компаний — «Спецтранс» — уже начала работу. Затем в течение лета подключились два других оператора.

— Я понимаю руководство этих компаний — к вывозу мусора они приступили с начала деятельности и не хотят терять свои средства за фактически оказанные услуги. Но никто их не заставлял. У них был запас времени до 1 января 2019 года, когда эта система должна была начать работать во всей стране. В нашем регионе победители конкурса приняли решение приступить к работе раньше срока.

— Ещё одним камнем преткновения остаются контейнеры для мусора. Многие потребители полагают, что устанавливать их должен регоператор.

— Устройство и содержание контейнерной площадки — обязанность собственника земельного участка: управляющей организации, ТСЖ, садоводческого товарищества или органа местного самоуправления, если площадка находится на муниципальной земле.

Не должны работники регоператора заниматься и уборкой мусора на контейнерной площадке. Их обязанность — забрать отходы и убрать то, что просыпалось во время перегрузки. Содержанием площадок должны заниматься их собственники.

— Мы говорим о нарушениях прав потребителей. Но есть и другая проблема — высокая задолженность за вывоз мусора от обычных жителей и от организаций перед регоператорами. А им нужно платить зарплату сотрудникам, покупать топливо, ремонтировать технику.

— Да, собираемость платы за услуги регоператора составляет в среднем 50–60%. Компании уже обращаются в суд за взысканием долгов. Если население не поймет, что за вывоз мусора нужно платить, как и за любую другую коммунальную услугу, это грозит регоператорам серьезными финансовыми проблемами, вплоть до банкротства. А для жителей региона это может обернуться мусорным коллапсом. Если не вывозить отходы хотя бы пару дней, потом уборкой придется заниматься не одну неделю. Такого допустить нельзя.