Все возможности поддержки жителей региона объединят на одной площадке
Завершились торжества по случаю Дня социального работника. Как говорит Анна ТИМОФЕЕВА, региональный министр труда и социальной защиты населения, у специалистов, основной обязанностью которых является помощь другим людям, каждый день является особым.
— В нашей службе случайные граждане не задерживаются. Соцработники — это люди с сильным чувством эмпатии. Они постоянно находятся в контакте со своими подопечными — родителями и детьми, которые в силу обстоятельств попали в непростую ситуацию, с которой им самим не справиться. С пожилыми, часто одинокими новгородцами, которым требуются и помощь по дому, и дружеское отношение. С инвалидами, которые вдвойне нуждаются в поддержке.
Если сотруднику офиса, занимающемуся бумагами, позволительно прийти на службу в плохом расположении духа — оно, возможно, никак не повлияет на его продуктивность, то социальный работник только с хорошим настроем может идти в народ. Так что в нашей сфере трудятся профессионалы, которые искренне любят свое дело, — начинает разговор Анна Владиславовна.
— В нашей области теме социальной поддержки уделяется немало внимания. В начале июня в Великом Новгороде прошел съезд специалистов из 23 регионов, в ходе которого обсуждалась работа стажировочных площадок Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Вы, выступая на заседании, представили сразу несколько программ, одна из которых направлена на снижение бедности в два раза. За счет чего этого можно достичь?
— В этом году наш регион стал одним из восьми пилотных по реализации проекта Минтруда России по снижению уровня бедности. Составлен реестр родителей с детьми, уровень дохода которых не соответствует необходимому прожиточному минимуму. Всего таких семей сейчас в областном списке порядка 9 тысяч. Со 186 из них — с их согласия, конечно, — мы начали работу по проекту. На каждую семью составлен паспорт, описывающий причины, приведшие к бедственному положению, меры, которые ранее предпринимались самими домочадцами и уполномоченными органами по нормализации ситуации. Включенным в реестр предложен социальный контракт. Что он подразумевает? За каждой семьей закреплен куратор, разработана межведомственная индивидуальная программа выхода из кризиса, которая может включать, например, обучение для несовершеннолетних или для взрослых, помощь в трудоустройстве, покупку домашнего скота для личного подсобного хозяйства, ремонт детской комнаты, помощь при сборе ребятишек в школу и другие меры.
В настоящее время обеспечение контракта составляет 50 тысяч рублей. Но со следующего года планируем получить федеральное софинансирование и увеличить стоимость до 100 тысяч рублей. Причем мы предлагаем в рамках контракта, помимо прочих вариантов поддержки, еще и доплаты семьям до уровня прожиточного минимума, принятого в регионе.
— Вы говорите, что основанием для включения в областной реестр попавших в сложную жизненную ситуацию является малообеспеченность семей. Но ведь часто к нехватке средств приводят нежелание родителей зарабатывать, их вредные пристрастия...
— Да, мы сталкиваемся со случаями, когда мамы, папы не стремятся трудиться, злоупотребляют алкоголем. Но ведь если не пытаться на них воздействовать, ситуация может стать еще хуже. Повторюсь, проект — межведомственный, то есть при необходимости к работе с семьей подключаются сотрудники правоохранительных органов, службы занятости, образования, культуры, здравоохранения, психологи. Иногда нужен небольшой толчок, помощь друзей, и человек приободряется, берется за ум и начинает помогать себе сам. Да, с людьми выпивающими работать сложнее. Поэтому мы вышли на Минтруда России с предложением вернуть-таки принудительное лечение от алкоголизма. В правительстве страны к нему отнеслись заинтересованно.
Добавлю еще, по оценкам ученых, для того, чтобы даже при максимальной поддержке стабилизировать ситуацию в семье, одного года недостаточно. Поэтому с участниками программы по социальным контрактам мы работаем не менее 24 месяцев.
— В семи субъектах РФ принят так называемый «Социальный кодекс». Как утверждают эксперты, он значительно упростил работу органов власти по предоставлению мер поддержки в разных сферах. В Новгородской области не предполагается подобный документ?
— Мы сейчас изучаем опыт коллег. Кодекс — это закон, который вобрал в себя все принятые ранее на территории того или иного региона нормативные акты по поддержке населения в разных отраслях: образование, транспорт, медицина, сельское хозяйство, культура, социальное обслуживание, ЖКХ, лесопользование, жилищное строительство и прочие направления.
Причем, как сообщают нам из других субъектов РФ, анализ вариантов помощи при формировании кодекса помог понять, какие меры уже неактуальны или настолько сложны в подтверждении прав на них, что граждане ими практически не пользуются. Работа над единым сводом законов и подзаконных актов привела к перераспределению средств: малодейственные меры отменены, а введены новые адресные — для большего количества нуждающихся.
— Нет сомнений в том, что для исполнительных органов власти есть польза от единого свода всех действующих в регионе нормативных актов, касающихся мер поддержки жителей. А вот сами претенденты на помощь вряд ли будут стараться вчитываться в закон, который по объему увесистый том должен собой представлять, ведь в ряде субъектов РФ в него вошло более 100 документов...
— Вы правы. Именно по той причине, что кодекс может быть неудобен в использовании для населения, как альтернативный ему вариант мы для нашего региона предлагаем «Социальный паспорт».
Он объединит все работающие в Новгородской области законы и подзаконные акты по поддержке граждан, в общей сложности их у нас тоже около сотни наберется. Однако в нем предлагается иной принцип поиска информации, нежели в кодексе.
Вероятно, это будет сайт для потенциальных получателей помощи от государства, где человек изначально увидит просто полный перечень по всем направлениям пособий и льгот, на которые может претендовать согласно своей категории. Например, семья с одним, двумя, тремя или более детьми; мама, одна воспитывающая ребенка; инвалиды по группам; семьи, в которых есть малыши с особенностями развития; пенсионеры и так далее. А вот уже нажав на каждый из представленных пунктов, человек выйдет на закон или регламент, конкретизирующий условия получения данной меры поддержки.
После того как обобщим опыт регионов, утвердивших кодекс, проанализируем его, а сделать это мы должны до конца июня, будет принято решение — у себя принимаем вариант кодекса или паспорта. И начнем работу по его наполнению.
— И кодекс, и паспорт, если я правильно понимаю, подразумевают не только фиксацию, кодификацию законов, но и дальнейшее развитие системы оказания поддержки населению. Какие дополнительные меры помощи могут появиться в Новгородской области?
— Упор мы делаем на семейное благополучие, увеличение рождаемости. Ведь не секрет, что молодежь сейчас официальному браку предпочитает гражданский, откладывает на более поздний срок рождение младенцев. Весной этого года было проведено анкетирование жителей области, вступивших в брак в возрасте до 35 лет, участниками которого стали 98 пар. Так вот, согласно опросу около половины респондентов планируют рождение ребенка через год, 16 процентов предполагают «пожить для себя», а то и вовсе не хотят детей. Каждая третья семья заявила, что не против иметь одного ребенка, лишь две пары сказали, что хотят пять детей, остальные подумывают о двух-трех малышах.
Необходимо добиться того, чтобы семьи, планируя детей, знали, что могут рассчитывать на помощь. За последние годы и на федеральном, и на региональном уровнях много было сделано для того, чтобы родители уверенно смотрели в будущее. Но есть еще к чему стремиться. Недавно глава нашего региона Андрей Никитин встречался с новгородскими мамами, которые озвучили некоторые предложения. В частности, речь шла об изменении графика работы детских садов, группах продленного дня в общеобразовательных организациях, оборудовании детских комнат в вузах и торговых центрах. Затронут был и вопрос увеличения компенсации за питание учащихся в школах. В настоящее время бюджетная составляющая завтраков ребят из малообеспеченных семей составляет 15 рублей. Планируем поднять ее с 2020 года.
Если говорить о дополнительных мерах, которые стали применяться в нашей области не так давно, то хочется отметить сертификаты на отдых детей-инвалидов. Дело в том, что прежде, чтобы приобрести путевки в лагеря для ребят, имеющих проблемы со здоровьем, мы, как того требует закон, объявляли аукцион, победителем которого становилась, как правило, одна фирма. То есть у семей не было выбора — своих детей они отправляли на выигравшую торги базу отдыха. Теперь же мы выдаем родителям сертификат, обеспеченный деньгами — в этом году это 16 884 рубля. Мамы и папы вправе передать его любому лагерю.
— В текущем году наш регион получил из федерального центра средства на ремонт, реконструкцию организаций бюджетной сферы. В том числе и социальной. В каких учреждениях планируются работы?
— Из Правительственного фонда на ремонт организаций, подведомственных министерству труда и социальной защиты населения Новгородской области, получено 106 млн рублей, которые предназначены для восьми учреждений — в Крестецком, Новгородском, Мошенском, Демянском и Чудовском районах, проектно-сметная документация на ремонт которых была подготовлена заранее.
Что касается психоневрологического интерната в Деревяницах в Великом Новгороде, часть здания которого была расселена из-за невозможности дальнейшей эксплуатации помещений, то сейчас идет работа над проектом ремонта.
Вторая очередь строительства интерната «Оксочи» в Маловишерском районе благодаря нацпроекту «Демография» завершится в 2020 году.