Пятница, 03 мая 2024

Дело особой важности

Елена Люлина: «Реальность далека от того, что показывают в кино. Хорошо было бы так же, как Щвецова [сериал «Тайны следствия»], месяцами расследовать одно преступление, на самом же деле у следователей в месяц иногда до десяти дел в производстве находится».

Фото: Фархада Юсупова

Будущих следователей надо начинать готовить со школьной скамьи

В этом году Следственное управление Следственного комитета РФ по Новгородской области направило в юридические вузы 14 выпускников школ региона. Но желающих учиться на следователя, как говорят в ведомстве, гораздо больше. О том, как видится профессия на расстоянии и какова на самом деле, «НВ» рассказала руководитель отдела кадров Следственного управления полковник юстиции Елена ЛЮЛИНА.

— Елена Владимировна, большинство абитуриентов, наверное, после чтения детективов и просмотра фильмов мечтают о романтике следствия?

— Не без этого. Особенно любят упоминать про Марию Швецову из сериала «Тайны следствия». Однако реальность далека от того, что показывают в кино. Хорошо было бы так же, как Щвецова, месяцами расследовать одно преступление, на самом же деле у следователей в месяц иногда до десяти дел в производстве находится.

Хотя в том, что старшеклассники в профессии видят романтику и приключения, нет ничего плохого. Я сама когда-то, прочитав Артура Конан Дойла, решила, что хочу быть криминалистом. И поступила в Ленинградский университет на юридический факультет, где давали хорошее образование.

— То есть вы начинали со следствия?

— Не совсем так. С 1994 года я трудилась помощником прокурора. Но поскольку тогда следствие было частью деятельности надзирающего ведомства, то приходилось расследовать уголовные дела. Хорошо помню свой первый выезд на место преступления — в поселок Тёсово-Нетыльский, где потерпевшему было нанесено 49 ножевых ран.

Когда в 2007 году был образован Следственный комитет, я перешла на работу в региональное управление.

— Существует ли норматив, сколько дел должно быть у следователя в месяц?

— Два оконченных и направленных прокурору.

— Какие преступления расследуют сотрудники Следственного комитета?

— Тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, половой неприкосновенности. Деяния должностные, налоговые, против органов власти. Тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними и в отношении их.

Сейчас в штате управления — 107 человек, из которых 52 — следователи. Сотрудники распределены по отделам — городскому, пяти межрайонным и в аппарате управления. Кроме того, в этом году создано новое подразделение — по расследованию особо важных дел о преступлениях прошлых лет.

В настоящее время вакантны три должности следователей, которые в ближайшее время мы планируем укомплектовать.

— Какие требования предъявляются к кандидатам?

— Человек должен иметь высшее юридическое образование, полученное в вузе с государственной аккредитацией. Служба внутренней безопасности проводит проверку биографии как самого претендента, так и его близких. Для чего изучается жизнь родственников? Скажем, кто-то из членов семьи имеет сомнительную биографию и в дальнейшем может оказывать давление на следователя. Или кто-то из родственников пострадал от рук преступников, что, не исключено, будет способствовать формированию повышенного чувства справедливости у кандидата, которое порой не позволяет объективно оценивать картину преступления.

Все желающие трудиться у нас проходят через исследование на полиграфе, с помощью которого выявляются негативные стороны человека, нежелательные для работы в управлении мотивы. Помимо этого претенденту предлагается психологическая анкета из 500 вопросов, многие из которых скрытые, то есть в завуалированной форме перепроверяют правдивость предыдущих ответов. Анкета помогает определить характер, лидерские или, напротив, исполнительские качества, стремление к самообразованию, истинный мотив желания поступить на службу — реальный интерес к следствию или стремление как можно больше зарабатывать, делать карьеру, и прочие параметры личности.

— Вы зачисляете на службу выпускников юридических факультетов любых государственных вузов?

— Да, и гражданских тоже, например, НовГУ. Что касается целевиков, то в предыдущие годы мы направляли абитуриентов в Саратовскую государственную юридическую академию и в Московский государственный юридический университет имени Кутафина. В 2014 году в Москве начала деятельность Академия Следственного комитета Российской Федерации, и в прошлом году состоялся первый выпуск дипломированных молодых специалистов. А в 2016 году Академия СК РФ открылась и в Санкт-Петербурге. Так что теперь региональные управления целевиков направляют по большей части в свои специализированные вузы. В прошлом году мы направили 12 абитуриентов, поступили из них — девять. В текущем — 14 человек, но результаты этой приемной кампании пока ещё неизвестны. С ребятами подписывается договор, в котором указывается, что по окончании юридического вуза они в течение пяти лет обязаны прослужить в одном из региональных управлений страны.

— Старшеклассников, желающих пойти в следователи, тоже на полиграфе проверяете?

— Нет, но проверку по линии службы собственной безопасности ребята проходят в обязательном порядке, как и психологическое тестирование. Решение о направлении в Академию Следственного комитета принимает комиссия управления, члены которой обращают внимание на мотивацию школьников, на их успеваемость, особенно по предметам, результаты ЕГЭ по которым необходимы при поступлении, — это история, обществознание и русский язык. Нужно добавить, что в академии учитываются не только баллы ЕГЭ, но и проводятся дополнительные испытания — по вышеназванным дисциплинам. А с этого года еще и по физкультуре.

— Насколько знаю, сотрудники Следственного управления Следственного комитета РФ по Новгородской области преподают на юридическом факультете НовГУ...

— Совершенно верно. Как я уже сказала, мы принимаем на службу выпускников Новгородского университета. И чтобы у студентов было верное представление о том, что такое следствие, наши сотрудники читают спецкурсы. Кроме того, мы предлагаем будущим юристам проходить у нас практику.

Есть и еще одна форма ознакомления с нашим делом. Студентов старших курсов и людей, уже имеющих высшее профильное образование, мы приглашаем быть общественными помощниками следователей. Чем они занимаются? Участвуют в оформлении документов, присутствуют со следственной бригадой на местах преступлений, допросах, очных ставках. То есть наблюдают за работой следователей и помогают в дозволенных законом рамках.

— Интерес Следственного комитета к студентам-юристам понятен. Но при содействии областного управления набраны и два 10-х правовых класса. С какой целью?

— Чтобы вести целенаправленную профориентационную работу. В 2017 году Следственное управление взяло под патронат уже сформированный 10 класс новгородской гимназии «Гармония». Помимо углубленного изучения в рамках общеобразовательной программы предметов гуманитарного профиля дети с помощью наших специалистов знакомятся с основами уголовного права, детально изучают теорию государства и права, региональные особенности следственной практики. О своей работе им рассказывают криминалисты, полиграфолог, следователь. В июне текущего года этот класс выпустился, и пять учащихся поехали поступать по нашим направлениям. В прошлом учебном сезоне мы формировали правовой 10 класс уже из детей со всего города, то есть и у старшеклассников, и у их родителей изначально было понимание специализации обучения.

По такому же пути мы пошли и в пестовской школе № 6, где учился наш сотрудник, погибший в Республике Ингушетия при исполнении служебных обязанностей. И нынче два выпускника профильного класса были направлены в Академию Следственного комитета Российской Федерации.

Надеемся, что все наши целевики поступят. А по окончании учебы вольются в наши ряды.