Воскресенье, 22 декабря 2024

Людмила Данилкина

Имя на обелиске

Игорь НЕОФИТОВ

Фото: из личного архива Игоря Неофитова

Патриотизм — это когда нет бесхозных и заброшенных воинских захоронений

Два года назад губернатор Новгородской области Андрей Никитин поддержал предложение поисковиков экспедиции «Долина» и обратился к Владимиру Путину с инициативой по созданию комплексного проекта по увековечению памяти защитников Отечества. Тогда глава государства поддержал идею. И в 2019 году программа стартовала.

О том, в каком состоянии сейчас находятся мемориальные объекты в нашем регионе и какие работы предстоят в рамках программы «Увековечение памяти погибших при защите Отечества», «НВ» рассказал Игорь НЕОФИТОВ, начальник управления администрации губернатора Новгородской области по внутренней политике, председатель Совета командиров новгородской экспедиции «Долина».

— Игорь Михайлович, когда два года назад Андрей Никитин приводил главе государства доводы о целесообразности целевой программы, он в том числе демонстрировал и фотографии плачевного состояния некоторых новгородских военных захоронений. Тогда, по итогам разговора, Президент России дал поручение кабмину разработать соответствующий проект. Почему поисковики так ратовали за вмешательство федеральной власти в вопрос увековечения памяти павших?

— Тогда при беседе на присутствовавших очень сильное впечатление произвела фотография братской могилы у деревни Давыдово Старорусского района. Там были погребены останки 16 тысяч советских бойцов, большую часть которых подняли из земли члены поисковых отрядов. Там как когда-то насыпали холмик земли над могилой, так до 2017 года ничего и не изменилось, разве что всё заросло бурьяном. Удалось восстановить имена 1500 человек, но ни одной таблички не было.

Сейчас в стране активно развивается патриотическое движение. И это здорово. Но стыдно, когда школьникам рассказывают о героях Великой Отечественной войны у братской могилы, которая годами не убиралась, памятник на которой потрескался или от него откалываются части.

К слову, в прошлом году в Давыдове на частные средства захоронение привели в порядок и открыли там мемориал «Павший лист». Но в 2017 году место выглядело иначе... И, к сожалению, подобных, неухоженных и необлагороженных захоронений очень много. Причин тому несколько, и их не под силу решить сельским поселениям и районам, на баланс которых ставятся такие мемориальные объекты. В полномочия же субъектов РФ, согласно 131-му федеральному закону, не входит забота и помощь муниципалитетам в этом вопросе. Необходимо федеральное вмешательство, о чем правительство нашего региона и попросило Владимира Путина.

— В текущем году по целевой программе «Увековечение памяти погибших при защите Отечества» наша область из госказны получит 66 млн рублей. На что пойдут эти средства?

— Скажу, что мы подавали заявку более чем на 500 миллионов рублей сроком на пять лет на 700 воинских захоронений. Пока до нас доведена цифра в 330 миллионов на четыре года, но, как обещает оператор программы, финансирование, возможно, будет увеличено. Да, в текущем году из федерального бюджета придут 66 миллионов. К ним еще добавятся 13 миллионов рублей регионального софинансирования.

В рамках программы будет произведено благоустройство солдатских кладбищ. При министерстве строительства, архитектуры и территориального развития области создана рабочая группа, в которую вошли представители ведомств и организаций, занимающихся увековечением памяти и мемориальными объектами. Она собрала заявки от муниципалитетов и определила на этот год 15 захоронений в восьми районах, среди которых — Новгородский, Батецкий, Шимский, Демянский, Старорусский и другие.

Часть программных денег пойдет и на проектирование новых памятных площадок. Дело в том, что ежегодно в Новгородской области отряды «Долины» поднимают останки порядка 2500 павших бойцов Красной Армии, которые нужно с почестями предать земле. А резервы многих действующих солдатских кладбищ уже исчерпаны. Так, закрыто для новых могил захоронение в том же Давыдове Старорусского района, в городской черте Чудова, в Мясном Бору Новгородского района. Необходима сметная документация на обустройство новых участков, а это порядка трех-пяти миллионов рублей на один проект. Сейчас идет подбор новых участков в вышеназванных районах.

— Насколько знаю, все районы области подавали заявку на участие в программе. Однако попали в нее в этом году, как вы сказали, лишь 15 захоронений в восьми муниципалитетах. По каким критериям шел отбор?

— Мемориальный объект должен быть доступен для людей, то есть находиться в жилом населенном пункте и иметь хорошие подходы и подъезды. На него должен быть оформлен кадастровый паспорт, заведена учетная карточка в военкомате со сведениями о самом месте, количестве похороненных. И проектно-сметная документация, но в более упрощенном варианте, чем, скажем, на объект культурного наследия, ведь программа предусматривает благоустройство, а не реконструкцию.

— И еще она предусматривает восстановление имен павших бойцов...

— Это, пожалуй, самая сложная часть данного проекта, потому как иногда на имеющихся плитах нанесены имена 500 солдат, а когда начинаем перепроверять, то количество в разы увеличивается. Я уже не говорю про ошибки в написании фамилий и имен.

Подрядчик по техзаданию, в котором будут четко прописаны параметры оград, гранитных плит и прочего, всё сделают. Но вот сверку персональных данных нужно будет по договорам субподряда поручать организациям, специалисты которых имеют навык поиска информации в архивах.

— Какие ещё проблемные моменты есть в вопросе воинских захоронений?

— Их бесхозность. Многие мемориальные объекты не были в советские времена переданы на баланс организациям. Ведь раньше как бывало: решили на заводе сделать памятник погибшему воину или воинам. Ставили, но военкомат не извещали, в органах власти не регистрировали. Начиная с 1990-х предприятия стали закрываться, а захоронения так и остались ничейными. Бывает, в районной или поселенческой администрации спрашиваем, сколько солдатских памятных мест, а нам говорят, что ни одного, хотя в реальности они есть. По настоянию правительства области муниципалитеты стали оформлять на захоронения документы. Многие этому не обрадовались, потому как взятые на баланс объекты нужно ещё и содержать, на что в бюджетах поселений денег не хватает.

— И как быть муниципальным образованиям, ведь в целевой программе средства на содержание захоронений тоже не заложены?

— Программа поможет привести в порядок все 700 захоронений области. Что касается последующего их содержания, то будут внесены изменения в 131-й Федеральный закон, которые дадут право субъектам РФ принимать свои региональные программы по увековечению памяти, наполнять их финансами и направлять в поселения целевыми субвенциями именно на военные мемориальные объекты.

— Оператором целевой программы «Увековечение памяти погибших при защите Отечества» является Министерство обороны РФ, которое прежде не работало с нацпроектами. Программа не буксует?

— Сложности, конечно, есть, но решаемые. Все заинтересованные стороны не единожды собирались за круглым столом, проводили семинары. Регионы вносили свои предложения в варианты программы. Да, в 2019-м она стартовала с опозданием, однако сроки вполне позволяют успеть привести в порядок до конца года все 15 запланированных воинских захоронений.

***

2020 год объявлен в России Годом памяти и славы

Соответствующий Указ подписал Президент РФ Владимир ПУТИН. В Указе говорится: «В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов постановляю: провести в 2020 году в Российской Федерации Год памяти и славы. Организацию и проведение возложить на Российский организационный комитет «Победа»... Правительству Российской Федерации в месячный срок обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению Года памяти и славы. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого Года памяти и славы».