Вторник, 05 ноября 2024

Анна Мельникова

Доживём до понедельника

Елена МАТВЕЕВА

Фото: с сайта gimn4vn.ru

Какие бы ни происходили в школе инновации, главный в ней — учитель

1 сентября неминуемо приближается. Не так уж много времени осталось, чтобы педагоги, дети и родители собрались с духом, подготовились к учебному процессу и заново окунулись в школьные хлопоты. Директор гимназии № 4 Великого Новгорода Елена МАТВЕЕВА рассказала «НВ», с какими мыслями, планами и надеждами она встречает новый учебный год.

— Елена Николаевна, ваша гимназия — одна из самых популярных в Великом Новгороде на протяжении многих лет, куда родители хотят зачислить ребёнка в первый класс. Желающих в ней учиться много, но принять всех невозможно. Сколько к вам придёт первоклашек? Большая наполняемость становится проблемой?

— Как и в прошлом, так и в этом учебном году в гимназии сформировано пять первых классов. Но если в прошлом году первоклашек было 159, то в этом — 162. Наша гимназия благодарна родителям, что они выбирают её для своих детей. Сегодня начальных классов, где меньше 30 детей, у нас нет. Подобная наполняемость класса — огромная нагрузка на учителя. Кроме того, она может оказаться в противоречии с современными СанПиНами. Хотя согласно проектной мощности — а здание гимназии было построено в 1988 году — места достаточно. Ждём в октябре специалистов Роспотребнадзора с плановой проверкой, посмотрим, какое они сделают заключение.

— В чём, на ваш взгляд, заключается успешность вашей гимназии?

— Я не могу сказать, что она с избытком оснащена оборудованием для занятий информационными технологиями. Да, у нас есть компьютеры, проекторы, интерактивные доски. Однако такого обеспечения — с лабораториями, робототехникой, квадрокоптерами, каким располагают новые школы № 36 и № 37, в гимназии не имеется. Я очень хотела бы, чтобы оно появилось у нас. Тем более в гимназии есть педагоги, которые готовы работать на современном оборудовании. Гимназия участвует в конкурсах на получение соответствующего гранта. Заявка на следующий год уже составлена. Пожалуй, самое ценное в нашей гимназии — это сильные коллектив педагогов и административная группа. Какие бы инновации ни происходили в школах, самые главные в них всё-таки — учителя. И на них сегодня, в связи с внедрением в образовательный процесс в том числе информационных технологий, много возложено. С этого года для учителей планируется ввести новые профессиональные стандарты, чтобы их квалификация отвечала современным реалиям. А ко всему новому нужно подходить с оптимизмом, иначе ничего не получится.

— В школу приходят работать люди особого калибра. Между тем молодым специалистам надо помогать освоиться в ней. Как вы их удерживаете в гимназии?

— Молодых учителей надо поддерживать, правильно настраивать. В силу возраста им бывает сложно на первых порах, особенно когда они заходят в старшие классы, а там — взрослые юноши и девушки. Молодым специалистам, у которых пока небольшие зарплаты, наша гимназия доплачивает из своих внебюджетных источников, чтобы они остались в ней, не испугались учительских будней. И всё же если школа почувствует, что начинающий специалист — не совсем её человек, она его вытеснит. Но если тот продержится три года, то вряд ли потом уйдёт. Люблю брать в педагогический коллектив бывших учеников гимназии. Сейчас оформляю на должность педагога-организатора нашу выпускницу. Вообще стараюсь, чтобы мы в гимназии жили как одна семья. Как бы ни было трудно, а в школах легко не бывает, улыбаемся друг другу. Я переживала, что некоторые учителя могут перейти в новые школы, поскольку туда им ближе добираться из дома. Но ни одного не потеряла, а это тоже о многом говорит. Свободных вакансий у меня нет.

— Есть директора, которые ревностно относятся к своим учителям. И хотят, чтобы они нигде, кроме их школ, не работали. А вы спокойно отпускаете учителя истории Игоря Олеговича Петрова, знаменитого посадника Сбыслава, на проведение театрализованных экскурсий в кремле?

— Случается, что и ворчу, когда туристский информационный центр «Красная Изба» наседает, чтобы я его отпустила. Приходится объяснять, что он — прежде всего учитель, и ему надо вести уроки. Но Игорь Олегович успевает везде. Недавно он победил в конкурсе среди лучших учителей, получит солидную денежную премию.

— В этом году первое сентября выпадает на воскресенье, поэтому торжественные линейки в школах и гимназиях Великого Новгорода проведут на следующий день, в понедельник. Как думаете, первый день учёбы всегда будет восприниматься как праздник?

— Иногда говорят, что это праздник со слезами на глазах, но он всегда будет великим праздником для учителя, который полностью отдаёт себя детям. Для него это даже больше, чем Новый год. Многие педагоги во время учебного года устают, собираются уходить из школы. Но наступает 1 сентября, и они признаются, что когда видят белые банты, ранцы, горящие глаза детей, понимают, что лучше профессии, чем у них, на свете не существует. И я люблю свою профессию, хотя после окончания факультета иностранных языков не думала, что свяжу свою судьбу с учительством. Предпосылок никаких не было, мечтала стать переводчиком. А вот пришла сюда 30 лет назад, когда гимназия была 32-й школой, и вместе с ней и повзрослела, и выросла.

— Современные школьники — какие они?

— На мой взгляд, они самостоятельные. Это, наверное, можно объяснить их владением информационными технологиями. В цене у них знания, на первом месте — учёба. К слову, в этом году среди наших выпускников было 22 медалиста. И все они подтвердили свои знания на ЕГЭ. По предварительной информации, знаю, что поступили они в НовГУ, МГИМО, МГУ, Санкт-Петербургский горный университет. В нашей гимназии дети после окончания девятого класса в основном хотят продолжить обучение в старших классах. И лишь немногие уходят в колледжи. У наших десятиклассников самые востребованные профили обучения: технологическое, где углублённо изучаются математика, информатика и физика, и химико-биологическое. При этом некоторые предметы из них исключены, поэтому ребёнок в 15–16 лет должен определиться, какие выпускные экзамены ему нужно сдать, чтобы поступить в желанный вуз.

— В этом году торжественная линейка, посвящённая Дню знаний, в гимназии будет какой-то особенной?

— На нашу торжественную линейку придут 1405 детей. По сравнению с прошлым учебным годом их количество увеличилось почти на класс. В этом году гимназии присвоено имя Героя Советского Союза, почётного гражданина Новгорода Игоря Александровича Каберова. К этому событию мы шли долго и заслужили честь носить его имя. Девять лет назад на базе нашей гимназии был заново открыт мемориальный музей Героя. И экспозиция работает как на Великий Новгород, так и на область.

— Почему вам было так важно организовать музей?

— Патриотическое воспитание — основа основ. И его традиции во мне заложены отцом, школой. Но оно должно быть всегда на примерах. Ранее музей Каберова располагался в 28-й школе, им руководила Нина Алексеевна Смирнова. И так получилось, что после того как она перешла к нам в гимназию, музей там перестал работать. Правильно говорят, что кадры решают всё. Поэтому по согласованию с родными Героя музей был перенесён в гимназию. Видимо, так счастливо сложились звёзды, что нашлись в ней и помещение под него, и средства, чтобы по-новому оформить его содержание.

— Некоторое время назад была популярна позиция: только семья имеет право воспитывать детей. Школа помогает родителям в воспитании?

— Результат будет тогда, когда школа и родители будут едины. Не может школа оставаться в стороне. Я довольна тем, что развивается Российское движение школьников. Благодаря участию в акциях и мероприятиях РДШ наши гимназисты смогли побывать в сочинском лагере для одарённых детей «Сириус», «Орлёнке», «Артеке». В начале сентября они поедут в Севастополь. Дети должны быть чем-то заняты.

— А ещё какую идею вам хотелось бы реализовать?

— Хочу открыть на базе гимназии лётный класс. Он мог бы стать первым на Северо-Западе. Сейчас мы хорошо сотрудничаем с новгородским ДОСААФ, программу обучения детей там уже написали. В неё включены занятия на тренажёрах, прыжки с парашютом. Я встречалась с пилотами «боингов», которые могли бы у нас преподавать. Класс был бы под патронажем Санкт-Петербургского университета гражданской авиации. Но его организация стоит дорого, одним родителям её не потянуть. Однако из головы мысль о лётном классе я не выкинула.