Пятница, 22 ноября 2024

Анна Мельникова

Заглянуть в будущее

Евгения СЕРЕБРЯКОВА

Как грамотно «оцифровать» образование

На базе десяти новгородских сельских школ 24 сентября были открыты центры образования цифрового и гуманитарного профилей под общим названием «Точка роста». Теперь в них дети смогут изучать робототехнику, 3D-моделирование, технологии виртуальной реальности и прочие дисциплины. Кроме того, ещё 10 школ области в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» получили современные ноутбуки, интерактивные доски и проекторы. Впрочем, это — только начало. Каждая школа региона поэтапно будет насыщаться цифровыми технологиями. «Цифра» станет инструментом для педагогических задач.

О том, как это будет происходить, «НВ» побеседовали с советником-экспертом главы региона Евгенией СЕРЕБРЯКОВОЙ.

— Евгения Николаевна, «Точки роста» запущены совсем недавно. И всё же когда можно будет оценить первые итоги их работы?

— Примерно через неделю, 9 или 10 октября, все «Точки роста» присоединятся к видеомарафону. Благодаря ему педагоги и школьники смогут пообщаться с губернатором в онлайн-режиме. Тогда же и будет анонсирован большой конкурс среди детей. Используя оборудование, они создадут некий продукт. Для сохранения интриги не буду уточнять, какой конкретно. Но результат своей деятельности школьники должны презентовать к Новому году. С первого дня открытия «Точек роста» стало очевидно, что детям там действительно интересно. В учебное время оборудование центра используется на уроках технологии и ОБЖ, а после учёбы — для дополнительного образования.

— Как выбирались школы для этого проекта?

— Не все сельские школы были готовы в него войти. Проблемы с поиском педагогов, с софинансированием со стороны муниципалитетов — это общие трудности, с которыми они столкнулись. Между тем оборудование для «Точек роста» закупалось на федеральные средства. Ремонт в помещениях под будущие центры проводился на деньги из областного бюджета. Учителя проходили обучение на базе «Кванториума». Когда другие школы увидели, как проект реализуется, тоже решили присоединиться к нему. Было важно показать этот первый позитивный опыт, что называется, success story, историю успеха. Документы по продолжению проекта в регионе уже отправлены в министерство просвещения. По новым условиям «Точки роста» могут быть открыты не только в школах, расположенных в сельской местности, но и в районных центрах.

— Цифровизация школьного образования в регионе — это уже реальность или самое близкое будущее?

— В перспективе к 2024 году во всех школах региона должны появиться или «Точки роста», или Кабинеты цифровой образовательной среды. «Цифра» — это неотъемлемая часть нашей жизни. Благодаря цифровым технологиям можно максимально эффективно обучать детей. В настоящее время отдельные школы Новгородской области имеют доступ к онлайн-обучению, иными словами, к образовательным платформам. «Яндекс.Лицей» даёт знания по основам программирования. А платформой «Новая школа», где размещены материалы в помощь учителю и ученику, заинтересовались новгородские гимназия «Гармония», школа № 36 и Старорусская гимназия. В Валдае будет внедрена «Московская электронная школа». К слову, туда поступил первый для региона мобильный «Кванториум». Сейчас идёт его оснащение, составляется расписание выездов. До конца этого года рассчитываем запустить проект по изучению английского языка https://lingolands.ru/. Эта платформа, на которой дети смогут удалённо заниматься с учителем иностранным языком. Учитывая, что школьники теперь обязаны изучать второй иностранный язык, при этом в школах есть дефицит педагогов, эта платформа будет востребована. Успешная апробация прошла в 20 школах Новгородской области, по заданию губернатора проект переведён в статус регионального приоритетного. Сейчас идёт подготовительный процесс, в частности, продумывается система оплаты труда учителей, которые будут работать на удалёнке.

— Почему именно эти образовательные платформы были выбраны региональным министерством образования для школ?

— Платформ существует множество. Те, что уже используются в школах области, находятся на пилотировании. Региону они предоставлены бесплатно. Министерство рассчитывает, что удастся получить доступ к ещё четырём платформам на условии апробирования. Но некоторые разработчики ждут, что и педагоги будут делиться своими уникальными материалами на платформе. У «Новой школы» как раз такой принцип — сотрудничать со школами, которые не только берут, но и отдают.

— Как сами педагоги относятся к цифровым технологиям? Не случится ли так, что электронная школа когда-нибудь заменит педагога?

— О замене педагога на «цифру» никто не говорит, поскольку никто не заменит живое общение и объяснение урока. Она используется как инструмент помощи. Сейчас поменялась роль учителя. Если раньше он был единственным источником информации, то сейчас возможностей её получить много. Роль педагога — это роль наставника, который помогает найти информацию и обсуждает её с учеником.

— Ради чего, собственно, школы и гимназии переходят в цифровую образовательную среду?

— Руководство страны ставит задачу, чтобы к 2024 году Россия вошла в десятку лучших государств по уровню образования. На сегодняшний день мы на 32-м месте. Программа «Национальная технологическая инициатива» (НТИ) направлена не на то, чтобы догонять другие страны, а чтобы сегодня подумать о том, какие технологии, разработки и проекты будут распространены в 2035 году. И уже сейчас для них готовить кадры. Новгородская область по различным образовательным показателям занимает 36–41-е место. А согласно государственной стратегии новгородское образование должно войти через пять лет в двадцатку регионов-лидеров РФ. «Точки роста», Кабинеты цифровой образовательной среды, «Кванториумы» — это звенья одной цепи.

— Как тогда будут поддерживаться в новгородском образовании таланты, определяться лучшие учащиеся?

— Одно из важных слагаемых развития современного образования — это участие детей в олимпиаде НТИ. В прошлом году новгородские школьники впервые попробовали в ней свои силы. На первом этапе было зарегистрировано 1130 человек, во второй этап прошли 68 учащихся, а в финале олимпиады оказались 14 школьников от Новгородской области. Дети продемонстрировали достойный результат, но им не хватило навыков, которые и должна дать система образования. Сейчас, кстати, идёт отбор школьников на следующую олимпиаду НТИ. Зарегистрироваться можно на сайте nti-contest.ru. Впервые открыты профили для 5–7 классов. В этом учебном году Новгородская область будет принимать финал олимпиады по четырем направлениям: беспилотные транспортные системы, нейротехнологии, AR/VR (дополненная и виртуальная реальность) и большие данные. Важно, чтобы школьники не боялись и не думали, что эта олимпиада — не для них. Хотелось бы, чтобы не оставались в стороне родители. Их поддержка необходима детям.

— С НТИ связан проект создания центра подготовки моряков на базе Морского центра капитана Варухина. Что будет собой представлять этот проект?

— Проект «Россия — страна мореходов XXI века» стартует в рамках дорожной карты «Кружковое движение» НТИ. Он направлен на раннюю подготовку кадров и обучение школьников от 9 до 18 лет новейшим технологиям освоения морских пространств в логике Маринет НТИ. Из федерального бюджета на оснащение КЮМа будет выделено более 230 миллионов рублей, ещё почти 149 миллионов предоставит регион. В здании Морского центра появится огромный навигационный тренажёр, на котором дети будут учиться управлять кораблём. Реальное современное оборудование будет установлено на судно «Господин Великий Новгород». Воспитанники КЮМа смогут отрабатывать навыки по электронной навигации и беспилотному судовождению. Эти методики вот-вот начнут применять по всему миру. В реализацию проекта к 2025 году планируется вовлечь около 8 тысяч детей.

— Остаётся надеяться, что проект будет реализован.

— Когда создавалась «Точка кипения» — а это тоже проект НТИ, но он не про технологии, а про изменение мышления — у населения присутствовал скепсис. Но она уже 8 месяцев живёт своей жизнью. Ценность её в том, что благодаря ей в дискуссии и обсуждения вовлекаются новые люди. В результате они верят в то, что многое можно изменить в лучшую сторону, а главное, они начинают верить в себя. Самое важное — чтобы в наших детях воспитывались умение ставить цели и желание их достигать, тогда все создаваемые в регионе возможности станут для них серьезными инструментами.

***

Участниками федеральной программы нацпроекта «Образование» «Цифровая образовательная среда» стали 10 школ: № 8 г. Боровичи, № 2 г. Пестово, № 1 г. Окуловка, Демянская средняя школа, гимназия г. Старая Русса, средняя школа п. Батецкий, Новоселицкая средняя общеобразовательная школа, школа п. Шимск, гимназия «Гармония» Великого Новгорода, гимназия «Логос» г. Чудово.

«Точки роста» начали работу в Хвойнинском районе (средняя школа с. Песь), Мошенском районе (средняя школа с. Мошенское), Любытинском районе (Зарубинская основная школа, с. Зарубино), Крестецком районе (основная общеобразовательная школа № 4, д. Новое Рахино), Парфинском районе (средняя школа п. Пола), Волотовском районе (Волотовская средняя школа, п. Волот), Чудовском районе (средняя общеобразовательная школа с. Грузино), Старорусском районе (средняя школа д. Нагово), Новгородском районе (Подберезская средняя общеобразовательная школа, д. Подберезье) и в Маловишерском районе (средняя школа д. Бурга).