Воскресенье, 05 мая 2024

Василий Дубовский

Я ♥ десант

Старший лейтенант Дайлидко – свой парень в ВДВ.

Фото: Максима МАКСИМОВА

Екатерина Дайлидко — офицер, спортсменка и просто красавица

Нас мало, но мы — в тельняшках. Это не про мужчин. Вот женщина в спецназе — точно редкость. Тем более такая, как старший лейтенант 45‑й отдельной гвардейской бригады специального назначения. Кандидат в мастера спорта по тхэквондо, имеет чёрный пояс по карате. Обладательница титула «Краса ВДВ-2019».

А ещё, и это для неё самое важное, она мама, воспитывает двоих малышей — сына и дочь. Муж, само собою, — тоже офицер ВДВ. И точка. Его военная специальность подробностей не любит. Да и о своей службе Екатерина может рассказать далеко не всё.

Корреспонденту «НВ», чтобы взять у неё интервью, тоже пришлось действовать по уставу, обратившись к подполковнику Андрею Фролову, возглавлявшему группу военнослужащих 45-й бригады на комбинированном марш-броске, посвященном 75-летию Победы и 90-летию ВДВ. Ответом было: «Да, но не сейчас. Катя! Вот пресса. Надо будет потом побеседовать. Мы с тобой!».

«Потом» настало под конец боровичского дня участников марш-броска. У Екатерины, как мне показалось, был немного усталый, задумчивый вид.

— Вчерашний переход?

— Да нет, мы же на лыжах!

— Если не это, то что — трудно?

— Видеть больных детей. Если бы жалость могла лечить...

(В этот день Катя побывала с подарками от сослуживцев в местном Доме ребенка. — В.Д.)

— Екатерина, простой вопрос: почему вы — в армии?

— Простой ответ: по характеру. Душа у меня лежит к военному делу. В жизни надо заниматься тем, что ты любишь. Только тогда ты чего-то добьешься.

— Вы — из семьи военных?

— Вовсе нет, из обычной. Только большой: у меня — сестра и три брата. Никто из них о военной карьере не помышлял. А вот воевавшие, да, они были в роду. Наши дедушки-бабушки. Они такие молодые на старых фотографиях. Спасибо маме с папой за эти альбомы, которые они собрали и отреставрировали. Кстати, в этом году у родителей — 35-летие свадьбы. Я их очень люблю.

— А когда вы поняли, что военное дело — это ваше?

— Наверное, увлечение спортом навело на мысль. Началось с того, что я пошла в обычную секцию тхэквондо.

— Ну да, восточные единоборства — обычное женское занятие.

— Почему нет? Так проявляется характер. А военное училище — это уже закалка. Там твердо поняла, что без этого не могу. Отправляли в отпуск на 15 суток, я возвращалась досрочно. Мне нужен был мой взвод, я была командиром — девчонки, такие же, как я.

Екатерина закончила не просто военное училище, а Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознамённое командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова — это альма-матер ВДВ. Первый «женский набор» в Рязани был в Великую Отечественную войну. Потом была очень долгая пауза — до 2008 года. Екатерина поступила в Рязань в 2009-м на специальность офицера воздушно-десантных войск. И всё, опять — расчёт окончен. Недавно приём был возобновлён, но теперь девушек готовят на специалистов АСУ. Цифровизация, куда от неё деться.

— Парней влечет романтика десанта, нередко с этаким налетом крутизны, а у девушек как с этим?

— Так же, наверное. Воздушно-десантный шовинизм имеет место быть.

— Это что?

— Когда мороз под 40, а ты стоишь, открыв тельняшку. Взгляд вверх. Тебе хорошо, ты не мерзнешь ни капли.

— Это проходит?

— Так чтобы совсем, напрочь — нет. Это уже был бы не десант. Просто только романтика — да, она проходит. Нас лишь десять девчонок остались к концу учебы. Надо было всё выполнять наравне с парнями. Кто-то не выдерживал. Я за «физику» никогда не переживала. Когда ты можешь, когда выполняешь все нормативы, то в мужском коллективе тебя принимают со всем уважением, как своего парня.

— Но с поправочкой...

— На то, что ни один из них не может показать, что он в чем-то слабее. Если я выхожу с парнями на марш-бросок, то, не сомневайтесь, ни один не покажет, что выдохся. Для мужчины это — вопрос самоуважения.

— Если можно, несколько слов непосредственно о вашей воинской работе.

— Занимаюсь системами жизнеобеспечения, учу молодых солдат.

— Как сложить парашют...

— Уложить! Как правильно отделиться от самолета, приземлиться. Всё, что от неба до земли, понимаете? Десантироваться — это даже не полдела. Главная задача начинается на земле. Это по-военному, а по-человечески... У солдат есть матери, которые их очень ждут. Сама чувствую себя так, будто я — мама этим ребятам.

— А у вас сколько прыжков?

— Сто семь.

— Маникюр службе не помеха?

— Нисколько. И занятиям спортом, кстати, тоже. Я, например, участвую в соревнованиях по гиревому спорту.

Вообще-то, Екатерина совсем не похожа на тяжелоатлетку. Да, девушка крепенькая, но при этом очень даже женственная. И вот, тем не менее, не просто участвует, а ещё и берёт призы. В прошлом году у неё было второе место на первенстве ВДВ. Плюс — первое место в составе команды бригады на чемпионате по стрельбе.

— Конкурс «Краса ВДВ» сильно отличается от обычных женских конкурсов красоты?

— Ну, там как-то не принято соревноваться в стрельбе из пистолета или разборке и сборке автомата.

— На время.

— Конечно. Но мы и фартуки тоже на время шили. Кулинарный конкурс был, танцы... А вот в купальниках не ходили.

— Вы сказали, что надо заниматься любимым делом, чтобы чего-то добиться. А что вам удалось? Если оценивать по большому счету, в главном.

— Мама говорила, что нужно стать человеком и оставаться им в любой ситуации. Это и есть главное в жизни. И что надо думать не только о себе, быть нужным другим людям. Я считаю, что если пошла в армию и служу, то уже одним этим приношу пользу обществу.

— Скоро — мужской день календаря, а за ним и женский. Какие черты вы цените у сильного пола и у слабого? Ну, скажем так, в среднем слабого.

— Для меня идеал мужчины — это мой муж. Я в нем уверена на все 200 процентов. Надежность — главное мужское качество. Я так считаю. А для женщины... Пожалуй, уникальность и универсальность. Ведь ей везде надо успеть, везде должно получаться. И на службе, и дома. И чтобы умница, и чтобы красавица. Прямо, как я! Скромно, да?

— Ничего, что дома — два офицера?

— Офицеров — два, а командир — один. Мужчина должен быть в семье лидером.

— А как же ваш крепкий характер?

— По дороге к дому он смягчается. Дома я — жена и мама. Женщина должна оставаться женщиной. Девушки, будьте верными своим солдатам! И верьте в себя, в свое женское предназначение, в доброту.

— Сегодня мало веры?

— Мало тех, кто живет по совести.

— Из-за денег?

— Не знаю. У нас служат точно не из-за денег.

— Что ещё отличает настоящего военного?

— Выправка. Мы узнаем своих независимо от того, в форме они или в гражданке. Тельняшку надеть может любой. Но чтобы носить её с честью, мало крепких плеч. Это должно быть внутри — кровь, дух и слава. И не соврешь — либо есть, либо нет...

***

Андрей ФРОЛОВ, заместитель командира 45-й бригады ВДВ по военно-политической работе:

— В Вооруженных Силах сейчас достаточно большой процент женщин. Прежде всего это медработники, связисты, специалисты кадровой службы, воспитательных органов. Хотя я скажу, само присутствие женщин подвигает мужскую часть на правильное отношение к службе. Это мобилизует и подтягивает. Не думаю, что есть необходимость привлекать наших милых женщин на самые трудные участки боевой работы. Пусть это останется темой для кино. Всё-таки мы живем в мирное время. И помним огромный женский вклад в Победу. Каково было молоденькой сестричке тащить на себе беспомощного тяжеленного мужчину? А ведь тянули, спасали. Часто жертвовали собственной жизнью. И вот эта готовность стать рядом с мужчинами на защиту нашей страны, я думаю, она есть, не исчезла. Поэтому считать 23 февраля мужским днем — верно лишь отчасти. Это День защитника Отечества. А защищают его сегодня и наши девушки в погонах, такие, как Катя Дайлидко.