Четверг, 26 декабря 2024

Людмила Данилкина

Всё уже написано до нас?

из архива Александра ЕВСЮКОВА

Писатель Александр ЕВСЮКОВ о том, как притянуть счастливый случай, об издательских играх и о том, почему самый быстрый путь к успеху — это длинный путь…

Когда ему было восемь лет, одноклассница, увидев, что он погружён в большой роман, напророчила, что он обязательно станет писателем. Спустя год или два в старом толстом журнале он прочитал воспоминания о Литературном институте им. А.М. Горького и решил, что именно там будет учиться. И поступил сразу после школы. И стал не только прозаиком, но и критиком, и поэтом.

Александр, вы являетесь членом жюри сразу нескольких российских конкурсов. Вот и в Боровичи приехали на старт III литературно-музыкального фестиваля имени Елены Михеевой…

— Летние сезоны обычно проходят насыщенно: недавно в Карелии подвели итоги конкурса «Петроглиф», посвященного произведениям о Севере, затем в Липецкой области выбрали лучшие работы участников фестиваля-конкурса «ЛевитовФест». Проездом успели заскочить домой, в Москву, и снова в дорогу — в Новгородскую область.

В последние несколько лет в Сети то и дело появляются объявления о проведении не только литературных конкурсов, но и разных курсов, семинаров, школ для пишущих. На ваш взгляд, это хорошая тенденция? 

— И да, и нет. С одной стороны, есть спрос на такой обучающий формат, поскольку Интернет даёт возможность свои творческие работы показывать широкой аудитории, авторы этим пользуются, но при этом многие начинают задумываться о качестве своих произведений. Что, естественно, хорошо. И с этой точки зрения курсы, которые проводят литераторы-профессионалы, однозначно благо.

Однако у части слушателей есть цель — достичь результата за короткое время. Но, за редким исключением, это так не работает. Ну невозможно знания, которые человек в литературном институте получает несколько лет, передать всего за пять-шесть занятий. Как ни крути, но самый короткий путь к успеху — это длинный путь.

Александр Евсюков в 2007 году окончил Литературный институт им. А.М. Горького. Работал охранником, грузчиком, археологом, журналистом, администратором, менеджером по продажам, литературным редактором.

Прозаик, критик, поэт. Лауреат российско-итальянской премии «Радуга», победитель конкурсов «В поисках правды и справедливости», «Бежин луг», «Русский Гофман», обладатель Всероссийской премии им. В.П. Астафьева и других.

Постоянный автор толстых литературных журналов «Дружба народов», «Наш современник», «Октябрь», «День и ночь», «Homo Legens», «Сибирские огни», «Вайнах», «Бельские просторы», «Роман-газета», «Нева» и других.

Малая проза Евсюкова печаталась в сборниках и альманахах «Крымский сборник. Путешествие в память» («Книговек», 2014), «Крым. Я люблю тебя» («Эксмо», 2015), «Flash Story. Антология короткого рассказа».

В 2017 году вышел первый сборник рассказов Евсюкова — «Контур легенды». Затем последовала вторая книга писателя — «Двенадцать сторон света».

Так в чём же тогда смысл курсов?

— Как минимум — научить автора создавать тексты, комфортные для восприятия читателя. Скажем, написал я рассказ, и, на мой взгляд, в нём всё логично, всё доходчиво, а начинает его читать другой и спотыкается, не понимает героев, замысла произведения. И чтобы разобраться, что хорошо, а что — не очень, нужна профессиональная обратная связь. Опытные писатели помогут текст повернуть лицом к читателю.

Но есть же примеры, когда люди как раз после курсов начинали писать и становились известными авторами. Скажем, Чак Паланик, автор популярного «Бойцовского клуба»?

— А я вам назову Харуки Мураками, который даже курсы не посещал — у него был джаз-бар, устройством которого он и занимался. Однажды во время бейсбольного матча ему пришла мысль, что он мог бы написать книгу. И он её написал, и она победила в конкурсе начинающих авторов. С этого и начался его путь в литературе.

Я чуть выше не зря сделал оговорку, что исключения всё же бывают. Писатель обязан иметь широкий кругозор и начитанность. Если человек не знает, что прежде уже было написано по его теме, направлению, жанрам, то, как минимум, окажется в неловком положении, когда явит миру свою работу, а ему укажут, что это уже было кем-то создано. Конечно, можно изобрести велосипед и его эксплуатировать. Но по мне, лучше изучить то, что написали до нас, и развить по-своему эти темы.

Вы в одном из интервью рассказывали, что долго не могли взяться за написание рассказа «Ведьма», потому что не понимали, как описать то, что с человеком происходит, когда в него ударяет молния. И работа пошла лишь после того, как в поезде разговорились с попутчиком, который это пережил. Как часто случай подсказывает вам сюжет?

— Такое действительно бывает. Но каждый раз такой счастливый случай я притягиваю своей волей. У меня есть писательский запрос, и я во Вселенную посылаю сигналы, что нужны ответы, и через какое-то время их получаю. Правда, тут следует быть внимательным — не пропустить нужную информацию, не отмахнуться от неё.

Так вот совсем недавно ухватил удачу за хвост. Услышал песню Павла Федосова «Блюз для диспетчера» — она про человека, застрявшего в лифте. Когда он её спел, я поймал себя на мысли, что хочу экранизировать эту историю, хотя до того никогда никакого отношения не имел к игровому кино. Но в голове тема засела, и я стал притягивать счастливый случай. Спустя какое-то время позвонил знакомый режиссёр Артур Варданян и сказал, что требуется сценарий для короткометражной ленты. Я ему предложил несколько вариантов, в том числе и с лифтом. И фильм уже снят, правда, сейчас в процессе доработки. Сюжет его таков: музыкант, который очень боится ездить в лифте, застревает в нём, обращается к Богу, и Всевышний ему отвечает…

Вы сказали, что до этого не имели никакого отношения к игровому кинематографу…

— Да. Для этой картины я писал сценарий. Это мой первый подобный опыт — он отличается от писательской работы, но от этого не менее интересный. Если как прозаик я могу в тексте описывать, как и что думает герой, то для сценария — это проигрышный вариант. Ну если только не снимается сериал о разведчиках. Классический пример — «Семнадцать мгновений весны». То есть у писателя свой арсенал выразительных средств, у автора текста для киноленты — совсем другой. И нужно понимать, что сценарий — это всегда полуфабрикат, который до ума доведут режиссёр, оператор, актёры, а вот рукопись писателя, пусть даже самый первый, ещё сырой вариант, — это уже почти готовый продукт.

К слову о кино. Если к сценарной деятельности я ещё только приглядываюсь, то вот опыт работы редактором в документальном жанре имеется. Буквально недавно закончили снимать фильм, в котором 92-летняя женщина вспоминает своё детство в годы Великой Отечественной войны.

Готов к изданию сборник литературной критики Александра Евсюкова. И сейчас в работе находятся два художественных произведения автора в разных жанрах.

Александр, вы успешный автор и литературный критик. Зачем вам вдруг понадобилась киноиндустрия? 

— Это дополнительный поиск и выход на свою аудиторию. Сейчас в нашей стране интерес к литературе снижается. На мой взгляд, связано это с тем, что издательство-монополист, имеющее ресурсы, не поддерживает интерес публики к чтению как к таковому. Помните, как в своё время «Кодак» активно рекламировал не себя, нет, а просто съёмку на цветную плёнку — да, увеличивалась конкуренция, но и рыночный сегмент рос. Что же касается книг в России, то, возможно, сегодня дела у монополиста с продажами идут неплохо, поскольку он нацелен на выдавливание с рынка других издательских домов. Но даже в среднесрочной перспективе ситуация начнёт резко ухудшаться, ведь если постоянно людям не рассказывать, как классно проводить время за томиком прозы или поэзии, не ориентировать их на лучших авторов и произведения, народ не будет читать. Да, эффект от такого бездействия не так быстро замечается, как, скажем, если человека не кормить, не одевать по сезону, но он обязательно скажется негативно. Что, собственно, уже и начинает происходить.

Как в этой ситуации быть авторам? Искать другие способы выхода на своего читателя. Это может быть продажа книг в электронном варианте, создание и размещение в социальных сетях буктрейлеров — коротких видеороликов, рассказывающих в произвольной форме о какой-либо книге, творческие встречи, участие в фестивалях, семинарах, популяризация художественной литературы через кино и театр…