Пятница, 22 ноября 2024

«Ос на завтрак и обед ел пернатый осоед...»

Эти строки из стихотворения детского поэта Павла Барто сейчас очень актуальны

Середина лета. Природа погрузилась в неодолимую дремоту. Жаркий воздух наполнен стрекотанием кузнечиков. Над гладкой поверхностью воды, шелестя крыльями, зависают стрекозы, а в распахнутые настежь окна залетают осы-разведчицы. Кажется, все весенние заботы уже позади, можно целыми днями только есть и спать. Но не всем так повезло. У осоедов, например, только недавно вылупились птенцы. И до конца августа им будет не до отдыха. Чего же они до сих пор ждали? Почему так поздно?

Дело в том, что осоеды выкармливают своих птенцов личинками ос. Потому и потомство выводят тогда, когда этих насекомых можно добыть в большом количестве.

Всё в этой птице устроено так, чтобы было удобно добывать пищу: и перьевые чешуйки возле клюва, предохраняющие от осиных жал, и манёвренный полёт, позволяющий преследовать насекомое между ветвями деревьев, и острый слух. Представьте, осоед по звуку отличает осу, которая летит налегке, и ту, которая со взятком. Оса налегке вряд ли приведёт его к гнезду с личинками. А вот если она нагружена припасами, осоед тут же устремляется за ней следом. Обнаружив осиное гнездо, он разоряет его, а добытых личинок скармливает своим птенцам.

В июле 2011 года ко мне попал маленький птенец осоеда. Его принесли с лесозаготовки. На спиленном дереве незамеченным оказалось гнездо. Один птенец погиб сразу после падения, а другой выжил.

Птенец был слишком мал, только-только из яйца, и надежда на то, что мне удастся его выкормить, была очень слаба. Но Кузьма (так я его назвала) начал расти не по дням, а по часам. Пуховой наряд сменился жёстким юношеским оперением. После того как он впервые полетел, у меня начался самый беспокойный период. Где его искать? Куда он делся? Однажды пропал на несколько дней. Оказалось — улетел на территорию детского сада. Сидел там на яблоне до тех пор, пока обеспокоенные воспитатели не принесли мне его завёрнутым в одеяло. Видели бы вы его возмущённую и взъерошенную физиономию, после того как я извлекла его на свет!

Наконец стало понятно, что Кузьму пора выпускать. Я отнесла его за город и отпустила на волю. А ещё через неделю, гуляя в этих местах, увидела снова. Он сидел на верхушке дерева и громко пищал. Я протянула руку и позвала его. Выглядел Кузьма хорошо. Вроде бы даже и не похудел. Но своими жалобными воплями он меня утомил. «Ладно, — говорю, — лети уже».

Наталия ЗУЕВА,
орнитолог Рдейского заповедника
Фото Николая Завьялова
Фото Наталии Зуевой