Понедельник, 29 апреля 2024

Непрерывный процесс

Фото: Наталия ЗУЕВА

Как находят новые виды и что с ними делают?

Комплексное экологическое обследование любой территории чаще всего начинается с её инвентаризации: составления списков всего, что на этой территории растёт, бегает, ползает и летает... Если территория обследуется регулярно, то списки каждый год дополняются, корректируются, уточняются... Появляются новые виды, уже имеющиеся меняют свой статус, а некоторые и вовсе исключаются.

Причём нельзя исключить вид из списка только по той причине, что он перестал обнаруживаться на данной территории. Если он здесь когда-то был, пусть даже сто лет назад, — он остаётся в списке навсегда, просто меняет свой статус на «исчезнувший». А вот если вы выяснили, что этого вида здесь никогда и не было, а в список его внесли по ошибке, то его смело можно исключать.

В связи с этим мне вспоминается история одной редкой птицы — серощёкой поганки. В 2011 году я внесла этот вид в список птиц Рдейского заповедника. А в 2016-м пришлось убрать его оттуда. Дело в том, что при повторном внимательном изучении фотографий птиц, отображённых на снимках в виде еле различимых мутных пятен, стало ясно, что никакие это были не поганки, а круглоносые плавунчики.

Но как только мы с коллегой опубликовали дополнения и уточнения к фауне птиц Рдейского заповедника, заявив, что серощёкая поганка у нас не встречается, я уже в конце сентября 2017 года встретила эту птицу на нашей охраняемой территории. Вот как это было.

Хлюпая сапогами во мху и держа руками капюшон, чтобы его не сдуло, я направилась к озеру. Все мелкие птички спрятались от непогоды и молчат. На противоположной стороне водоема я заметила небольшую группу каких-то уточек. Надо бы подойти и рассмотреть их. Нагибаясь под порывами ветра, разглядываю тропу, чтобы не провалиться в бобровые норы. Прячусь за деревьями и пытаюсь выяснить, какие же птицы сбились в смешанную плавучую стайку в северной части озера. Здесь есть свиязи, хохлатые чернети, одна чомга, гоголи... И вдруг совсем рядом из-под берега выплыла поганочка. Вглядываюсь внимательнее и понимаю, что это — серощёкая поганка. Ура!

Отличное развлечение мы себе придумали: открываем новый вид, а потом его закрываем, а потом опять открываем.

А эта поганочка даже и не думала меня бояться. Отплыла на несколько метров от берега, развернулась ко мне «лицом» и тоже разглядывает.

Утром следующего дня, проснувшись, я опять выглянула на улицу. Ещё темно, росисто. В липе вскрикивает чёрный дрозд. Ветер стих. Когда стало чуть светлее, а от земли начал подниматься туман, я снова отправилась к озеру. По берегам слышно потрескивание крапивников. Раздаются осенние пролётные позывки зябликов. Беспокоятся большие синицы, лазоревки, пухляки. Над озером пролетели две вороны. А вот и моя знакомая серощёкая поганка. Она всё так же плавает на прежнем месте — там, где я её оставила накануне.