Воскресенье, 28 апреля 2024

К болотному озеру

Фото: автора

Один из полевых дней нынешней осени

Утром в лесу холодно. Стылый воздух от земли забирается под одежду. Вокруг всё время что-то шуршит, вздыхают деревья, сыплются пожелтевшие листья, раздаются шаги невидимых существ. Большой пёстрый дятел тихонько ковыряется в стволе дерева… С глухим шорохом взлетают спугнутые рябчики. Здесь, как в заколдованном царстве, всё таинственно и чуть-чуть страшно.

Но стоит выйти на болото и вдохнуть свободный воздух этих бескрайних просторов, как на сердце нисходит умиротворение. Несмотря на осень под открытыми солнечными лучами уже через пять минут мне становится жарко.

Где-то далеко впереди то и дело пролетают тетерева. А в один прекрасный момент я чуть не наступила на… болотную сову! Она выпорхнула прямо у меня из-под ног и, взмахивая мягкими палево-пёстрыми крыльями, поплыла над землёй. Я даже рот открыла от изумления и восторга. Пролетев немного, сова уселась на ветку сухого дерева. Я скорее достала фотоаппарат и щёлкнула её несколько раз, но стоило мне двинуться с места, как сова мягко снялась с ветки и бесшумно полетела дальше.

Направляясь к небольшому болотному озерцу, перебираюсь через череду топей. Сейчас они приобрели какой-то странный марсианский рельеф: мочажины высохли и опустились, а гряды и кочки торчат высоко. Только кое-где трясина ещё отпугивает своим видом, а в остальном — всё очень даже мило. Медленно-медленно, как улитка, я приближаюсь к желанной цели, мечтая, что вот сейчас на озере застану врасплох каких-нибудь интересных водоплавающих. И тут — ворона! Она сидит на верхушке дерева, будто дозорный на вышке. Заметила меня ещё метров за триста — и давай орать! Каркает и каркает без передышки… Я черепашьим шагом продвигаюсь вперёд, обхожу мочажины, перепрыгиваю с кочки на кочку, балансирую в топких местах, а она всё это время оглашает окрестности своими картавыми воплями и ни на минуту не замолкает. «Ты там не охрипла ещё? — недовольно ворчу я. — Если моё появление так громко и многословно объявлять, кого я, спрашивается, увижу на озере?».

Наконец, когда я уже оказалась совсем рядом с островком деревьев, растущих по краю озера, ворона многозначительно посмотрела на меня сверху, встряхнулась и полетела прочь — видимо, искать новый объект для наведения всеобщей паники.

Несмотря на предупреждающие крики серой вороны на озере я обнаружила не только обычную у нас хохлатую чернеть, но и по-настоящему редкий пролётный вид — синьгу, которую, собственно, и видела впервые в жизни. А вокруг — множество гусиных следов: здесь, на болоте, гусиные стаи останавливаются на кормёжку по пути в тёплые края.

Наталия ЗУЕВА,

орнитолог Рдейского заповедника