и другие неожиданности
Первые весенние ноты начинают раздаваться ещё в начале февраля, когда стоит мороз и снег искрится под зимним солнцем. С ближайшей ветки вдруг зазвенит такая знакомая песенка — это большая синица. До этого момента, наблюдая за большими синицами на кормушках, я поражалась их воинственности и беспощадности. Как стремительно и агрессивно они могут нападать на других птиц! Но едва услышав эту песню, я уже прощаю большим синицам все их прегрешения, потому что их звуки поднимают в душе такую волну радости и света, что жизнь сразу кажется прекрасной.
Вслед за большими синицами начинают нежно посвистывать лазоревки. В середине февраля раздаётся первое журчание зеленушек. С болота раздаётся тетеревиное бормотание, а на снегу видны следы черчения глухарей.
Вот уже и март на носу. Солнечных дней всё больше. С крыш капает вода. Синицы поют вовсю. Редко попискивает пищуха. Пролетая над полем, гулко кричит ворон. Наконец где-то далеко-далеко эхом раскатывается первая дробь дятла-желны.
Останавливаешься, чтобы сфотографировать чёрные болотные окнища среди белого искрящегося покрывала, как вдруг из-за снежных сугробов вылетают два селезня.
А какой воздух! Пахнет прошлогодней травой, сырой землёй, древесными соками, талой весенней водой и… надеждами.
В это время ещё можно встретить и тех птиц, которые прилетели к нам на зимовку, но пока не спешат домой. Например, ястребиных сов. Сначала замечаешь скользящий далеко в воздухе силуэт. Следишь взглядом за летящей птицей. Вот она, покачиваясь, пытается умоститься на ветке, и ты внезапно понимаешь — это же ястребиная сова! Но уж очень до неё далеко — мощности фотоаппарата не хватит. Пока я раздумываю, сколько времени мне понадобится, чтобы подойти ближе, она тоже замечает меня и, движимая любопытством, снимается со своего насеста и целенаправленно летит прямо ко мне! Это кажется невероятным, когда издалека к тебе приближается маленькая, еле заметная точка, которая очень быстро увеличивается в размерах, превращаясь в сову. Ты видишь её жёлтые глаза, которые устремлены на тебя, необычное оперение с каким-то графическим орнаментом. Всё это сначала летит прямо к тебе, проносится над головой, описывает дугу в воздухе и приземляется на верхушку дерева, под которым ты стоишь. Можно только молча и восхищённо выдохнуть.
Наталия ЗУЕВА, орнитолог Рдейского заповедника