Суббота, 21 декабря 2024

Весна красна

Ива козья — одна из самых раннецветущих ив

Фото: автора

Действие разворачивается по неписаному, но очень чёткому сценарию

Стоя на одном месте и глядя вокруг, чувствуешь себя зрителем в театре, где появляются новые и новые персонажи, а действие становится всё более захватывающим.

Зарянка

На репейниках кормятся толпы щеглов, рядом с ними зяблики перелетают с места на место, большие синицы скачут по веткам. Где-то в лесу заворковал вяхирь. Скворцы разливаются кто во что горазд: и иволгой, и чечевицей, и даже чибисом. Звонко закричал седой дятел. Через дорогу пролетела, нежно журча, зеленушка. Дрозды уже поют в полную силу: чёрные, белобровики, рябинники… Где-то далеко раскатисто дробит чёрный дятел-желна. Снегирь позвякивает. Сорока что-то протрещала. Пара соек спешит куда-то. И вдруг сквозь весь этот неумолкаемый гомон доносятся пронзительные журавлиные крики! Курлыкая и трубя, шесть журавлей пролетают мимо, а пару минут спустя седьмой, отставший от стаи, устремляется вслед за ними. В тростниках гудит выпь. Весеннюю песню этой птицы не спутаешь ни с чем. Её трубный голос, словно гудок речного парохода, разносится на многие километры вокруг. У самого края болота зарянка разливает нежную серебристую россыпь звуков.

Эту обаятельную и очень любопытную птичку у нас обычно знают плохо, а вот в Великобритании это — одна из любимейших птиц. Если на наших новогодних открытках обычно рисуют снегиря, то там именно зарянка является неизменным символом Рождества. «Робин» — так называют эту птичку англичане.

После гремящего многоголосия, которое окружало тебя в лесу, болото кажется непривычно тихим. Бывает иногда такая особенная погода, когда выходишь на болото, а кажется, будто попадаешь в загробный мир. Вот и сейчас всё именно так.

Тихо, воздух не шелохнётся, и вокруг ощущение какой-то невесомости. Небо завешено ровным, мягким серым покрывалом. Солнца нет совсем, и поэтому ничто не отбрасывает тени. В этом мире, куда ты попадаешь, нет расстояний, нет света и тени, только неподвижные, застывшие сосенки и ровное, спящее, безмолвное болото. Неслышно начинает падать мелкий снег. Даже звуки вроде внезапного вороньего карканья кажутся нереальными, а сами птицы видятся какими-то призраками. Кудахтая, вылетает пара белых куропаток — они кажутся чем-то вроде миража.

Но скоро и на болоте зазвучит совсем не похожий на лесной хор разных куликов: кроншнепов, веретенников, улитов, фифи и ржанок.

Наталия ЗУЕВА, орнитолог Рдейского заповедника