Пятница, 22 ноября 2024

Июньское болото и внезапный беркут,

Фото: автора

или Несколько дней на берегу болотного озера

Наступил вечер. Над притихшим озером гулким эхом прокатился крик чернозобой гагары: «У-у-у... у-у-у-и!». Я тут же с биноклем выскочила на берег и стала смотреть, как она плавает, ныряет и снова показывается на воде с блестящей рыбкой в клюве.

На следующий день мы планировали обход трёх озёр. С утра холодно — всего около четырёх градусов. Зато часам к шести, когда солнце поднялось окончательно, стало невыносимо жарко. И ничего не видно из-за яркого света, который превращает окружающий ландшафт в густую сеть нестерпимо сверкающих бликов.

По пути наткнулись на несколько «поедей» — растрёпанные перья и косточки тетеревов, которыми пообедал беркут.

Время куликов уже подходит к концу. И хотя на болоте пока ещё слышны их крики, но осталось им совсем чуть-чуть: в середине июня кроншнепы уже откочёвывают к югу.

После полудня начинается самое пекло, поэтому к обеду мы уже возвращаемся обратно к лагерю. На открытое болото в такое время лучше вообще не высовываться. Поэтому я сижу возле палатки и слушаю птиц, поющих вокруг нас: зябликов, лесных коньков, гаичек-пухляков, пеночку-весничку, хохлатых синиц. Вдруг… Что это? Сначала по верхушкам сосен прошла огромная тень. Я встрепенулась, подняла голову и потеряла дар речи — из-за деревьев вылетел молодой беркут. «О!.. Э… А-а!», — захрипела я, показывая пальцем вверх, где прямо над нашей палаткой, всего в девяти-десяти метрах, распластав крылья, проплывало грандиозное существо, как будто явившееся из древних мифов. Мой коллега тоже поднял голову и увидел его.

А беркут, испугавшись моих возгласов, резко развернулся и ушёл севернее. Мы примерно представляли, где он летит, потому что у северного берега возмущённо загалдели вороны. Беркут обогнул озеро и вернулся на свой прежний маршрут. А мы, выйдя к кромке озера, теперь уже наблюдали его издалека. Он кружил в воздухе, ловя восходящие воздушные потоки, и постепенно набирал высоту.

Вечером запели козодои. И опять прилетали на кормёжку гагары. Появилась стайка самцов хохлатых чернетей — в это время они уже держатся отдельно от своих семей, дружными мужскими компаниями. Откуда-то появилось много маленьких зеленоватых бабочек — парусниковых пядениц.

Как всё-таки нам повезло, что у нас есть возможность это увидеть, услышать, узнать, почувствовать…

Наталия ЗУЕВА,
орнитолог Рдейского заповедника