или Как мы наблюдали миграции хищных птиц
Как-то раз на рубеже лета и осени мы с коллегой отправились к северным границам Рдейского заповедника. Бродили по окрестностям, наблюдая жизнь вокруг в разное время суток: на утренней росе и под сумеречным небом с бледной растущей луной, освещённую ярким дневным солнцем и обдуваемую хмурыми осенними ветрами… Кажется, это было по другую сторону реальности…
В один из дней запланировали поход к разливам болотных речек. Воды в болоте было очень много. Мой коллега ворчал, что нам здесь ни одной «нормальной» птицы не встретится, а я возражала: зато мы посмотрим на красивое болото. Оно ведь и вправду красивое! Такое разноцветное… Ему хотелось провести время с пользой, обнаружив какую-нибудь редкость, а я в свою очередь утверждала, что жизнь состоит не только из пользы, но и из красоты… Вдруг посреди этих весьма содержательных споров он вскинул бинокль и увидел летящего сокола. Потом второго, третьего…
Представьте: туча разных соколов — там были чеглоки, пустельги, кобчики — вилась над болотом, ловя стрекоз, которые шелестели крыльями в прозрачном осеннем воздухе. Уныние моего попутчика как рукой сняло, он прирос к земле, с азартом разглядывая стремительных крылатых охотников. Первые полчаса я наблюдала за этим воздушным праздником вместе с ним, но затем оставила его, договорившись, что дойду до речного разлива и вернусь обратно. Главное — по пути не провалиться куда-нибудь (здесь это в два счёта делается)… Спугнула из травы нескольких бекасов. Видела жулана, тростниковых овсянок и лесных коньков.
Когда вернулась и рассказала коллеге о своих небогатых наблюдениях, он улыбнулся:
— Ну хоть красиво-то было?
— Не то слово!
— Ты мне сейчас обзавидуешься, — говорит он, немного помолчав, и заранее с сочувствием смотрит на меня. — Я видел змееяда. Он здесь поймал змею и потащил её в когтях…
Змееяд — очень редкая хищная птица, состояние которой оценивается как критическое. Он очень скрытен и пуглив. Как явствует из названия, питается исключительно змеями, и такая узкая пищевая специализация не позволяет ему выживать там, где змей систематически истребляют.
Я так долго мечтала увидеть змееяда собственными глазами, что теперь только кусала локти: как же так, всё самое интересное произошло без меня! Ну ничего: мне ещё тоже повезёт.
Наталия ЗУЕВА,
орнитолог Рдейского заповедника