Дремлюга, полуночник, чурилка, ночной ястреб — это всё тоже о нём
Слово «козодой» у всех на слуху. Но вот что это такое и как оно выглядит — мало кто представляет. Кто-то называет козодоями куликов, бекасов. Кто-то, как и прежде, верит, что питаются они козьим молоком. Своё название птица получила на основании старого народного немецкого поверья: козодоя считали вредным и приписывали ему способность выдаивать коз. Было замечено, что по нескольку козодоев кружится около пасущегося скота, присаживаясь у самых ног коров, коз или овец. На самом же деле птицы были заняты охотой за насекомыми, собравшимися около животных. Эта склонность козодоя держаться у стад во время их вечернего отдыха и послужила основой для нелепой легенды.
Птица эта у нас довольно обычна, однако ночной образ жизни, покровительственная окраска, которая делает её незаметной на фоне древесной коры, а также мягкое оперение и бесшумный полёт окружают козодоя ореолом таинственности и загадочности. По ночам козодои поют свои песни. Лежишь в палатке, а вокруг раздаётся мягкое убаюкивающее журчание, чем-то напоминающее довольное мурлыканье кота на печи. Ближе к осени, когда козодои вылетают к автомобильным дорогам, они часто погибают при столкновении с транспортом, поскольку летят на свет фар вслед за насекомыми.
Обнаружить гнездо козодоя — задача не из простых. Во-первых, никакого гнезда, собственно, и нет. Козодой откладывает яйца просто на землю. А вылупившиеся птенцы сидят так тихо и настолько сливаются с землёй, что можно пройти совсем рядом и не заметить их.
Вот как описывает встречу с козодоем орнитолог Серей Александрович Бутурлин: «Когда бродишь по разреженному старому лесу, загромождённому упавшими деревьями, с темнеющими то здесь, то там, поросшими мхом старыми пнями, или переходишь лесосеку с белеющими штабелями дров, случается неожиданно вспугнуть очень странную птицу. Прижавшись к коре, совершенно неподвижно сидит она, и крапчатая с пестрянками окраска её удивительно подходит под цвет коры. Вы подошли к ней вплотную, шагов на шесть. Красивый тёмный глаз смотрит пристально, птица явно насторожилась, хотя ни одним, даже ничтожным движением не обнаружила волнения. Ещё шаг ближе — и птица быстро, бесшумно взлетела. Мягко и широко взмахнули её длинные острые крылья. Каким-то танцующим, дергающимся в воздухе полётом понеслась она вперёд. Затем села тут же, на ваших глазах, на ближайшую кладку дров, села и неожиданно пропала из поля зрения: защитная её окраска слилась с тоном старой коры и лишайников».
Наталия ЗУЕВА,
орнитолог Рдейского заповедника