Четверг, 02 мая 2024

Будете у нас в тундре – милости просим

Синьга плывёт следом за хохлатой чернетью

Фото: автора

Нет, уж лучше вы к нам!

Встречи тундровых птиц в наших краях осенью – в порядке вещей. Если говорить о водоплавающих, то на новгородских озёрах сейчас изредка можно встретить несколько северных видов: турпана, синьгу и морянку.

Все они летят в юго-западном направлении беломоро-балтийским миграционным путём, предпочитая держаться морских побережий. И только отдельные птицы отмечаются на внутренних водоёмах нашей страны. Каждая встреча такой птицы сразу делает день «удачным».

Даже под моросящим дождиком осеннее болото прекрасно

Однажды, придя на болотное озерко, я принялась оглядывать в бинокль водную поверхность. Заметила тёмный силуэт хохлатой чернети. Это вполне обычный вид. Я автоматически достала фотоаппарат и начала фотографировать птицу. Вдруг в кадр ко мне вплывает ещё какое-то чудо-юдо. Приглядевшись, понимаю: это же самка синьги. Хохлатая чернеть и синьга плавают рядышком – вместе веселее.

В другой раз отправилась к озеру вместе с коллегой. На болоте пусто, только изредка пролетают луговые коньки. Добрались до берега и сразу стали осматривать в бинокль гладь болотного озера – никого. Ветер прохладный, так что по мне скоро забегали мурашки.

– Я, пожалуй, свитер надену.

– Давай, утепляйся, – отвечает Володя. – А я пока пройду вдоль берега. Пока я надевала свитер, где-то рядом крикнул большой пёстрый дятел. А когда собралась и побежала вслед за коллегой, он уже там увлечённо фотографировал… морянку! Я её увидела впервые в жизни! Но сфотографировать её мне так и не удалось: она всё время ныряла.

Потом стала смотреть, есть ли что-нибудь не на воде, а в небе…

– Что-то светлое…

Володя проследил за моим взглядом и тоже поднял бинокль:

– Да ворона это.

– Хм-м-м… Солнце, что ли, её так необычно освещает?

– Ага.

Внимательно слежу за вороной, пытаясь удостовериться, что это действительно она. И вдруг замечаю ещё одну птицу.

– Ой. Их там две. То есть… Вторая, кажется, не ворона. Это вроде бы орлан-белохвост. Ух ты! Какой у него шикарный белый хвост…

Володя опять проследил за моим взглядом и нашёл орлана. Он кружил в воздухе, уходя куда-то на восток. Когда летел в «профиль», то его почти совсем не было заметно, он превращался в одну еле различимую линию, но когда разворачивался боком, то было видно и массивные тёмные крылья, и белоснежный хвост, и светлую голову.

Наталия ЗУЕВА,
орнитолог Рдейского заповедника