Вторник, 05 ноября 2024

Болотные чудеса

Цветущие гирлянды болотного мирта

Фото: автора

Какие цветы распускаются осенью?

В минувший четверг я решила разведать, что сейчас делается на болоте. «А вдруг на озере ещё кто-нибудь из водоплавающих задержался», — подумала я.

С утра я уже в пути. В перелесках сбоку от дороги раздаются голоса каких-то птичек, и я долго не могу вспомнить, что это за звук — звонкое тягучее «уить». Только через пару километров меня озарило — чечётки! Даже самый простой звук, если не слышишь его хотя бы полгода, стирается из памяти, и ты потом мучительно пытаешься вспомнить, что это.

На краю болота зазвенел снегирь.

Этот большой пёстрый дятел совсем юн, о чём говорит большая красная шапочка, закрывающая всю голову

По всем законам воды в болоте должно быть много. Обычно после сильных дождей ходить здесь очень тяжело. Но сейчас — ничего подобного. Понятно, что у нас уклон к северу, и вся вода скопилась у северных границ, но здесь, на юге, хоть что-нибудь должно задержаться! Несколько лет назад, когда осень тоже была дождливой, в южной части болота ноги вязли на каждом шагу и вытаскивались из мха с большим трудом. А теперь — как будто и не было никаких дождей. Удивительно.

Добравшись до озера, я принялась осматривать в бинокль водную поверхность. Раз десять просмотрела всё справа налево и слева направо, но — ничего.

Пошла вдоль берега, и тут меня поразило одно необыкновенное зрелище: болотный мирт цветёт! Причём не одиночными цветочками, а целыми гроздьями, прямо как весной! Я привыкла к тому, что осенью по второму разу цветут вереск и подбел — до самого снега. Но чтобы вот так распустился болотный мирт — фантастика. В этом году вообще тёплая осень, и многие растения, которые уже давно должны готовиться к зиме, цветут до сих пор.

Нашла перья съеденной кем-то кукушки.

Где-то крикнул большой пёстрый дятел. Я замерла, высматривая его среди деревьев. И вдруг он сорвался и пролетел мимо меня, держа в клюве сосновую шишку. Чуть дальше у него есть так называемая «кузница». Там он зажимает шишку в щели дерева и расклёвывает её. Под таким деревом-кузницей накапливается целая груда сосновых шишек.

Когда я снова вышла на болото, спугнула пять тетеревов. Они полетели в сторону берега. И добравшись туда, я услышала, как один из них поёт. Пение тетеревов разносится на огромные расстояния. И восприятие песни в зависимости от дистанции очень сильно меняется. Как правило, ты слышишь тетеревиное бормотание издалека, как тихое мелодичное бульканье. Но вблизи этот звук насыщается таким количеством оттенков, что замираешь в восхищении.

Наталия ЗУЕВА,
орнитолог Рдейского заповедника