Понедельник, 23 декабря 2024

«Полезные» и «вредные»

Молодой тетеревятник на отдыхе.

Фото: Наталии ЗУЕВОЙ

Почему не нужно очеловечивать животных?

Люди привыкли наделять животных отдельными качествами или свойствами человеческого характера. Например, в сказках лиса — хитрая, заяц — трусливый, волк — злой, а олень — кроткий. Чёрный ворон сулит беду, а голубь — вестник мира. Белый лебедь — олицетворение красоты, а крыса символизирует всё самое неприятное, страшное и разрушительное.

Если бы дело ограничивалось только фольклором, то такие ассоциации могли бы вызвать лишь исследовательский интерес у этнографов и культурологов. Но, к сожалению, слишком часто люди переносят предвзятое отношение к животным в реальную жизнь. И тогда начинается травля, уничтожение «неугодных».

Ещё в советские времена было принято делить животных на «полезных» и «вредных». Безусловно, «вредными» считались хищные птицы, серые вороны, волки. А слово «вредители леса» укоренилось в нашем лексиконе так прочно, что хочешь не хочешь, а влияет на мировосприятие. Между тем любой короед имеет такое же право на существование, как осина или дуб. Он — такой же элемент биосферы, как и прочие. И «плохим» он стал лишь потому, что нам нужны целые, неподточенные деревья! Такая древесина ценится дороже. В связи с этим дятлы какое-то время тоже считались «вредными», потому что долбили деревья и проделывали в них дупла. Когда же выяснилось, что дятлы едят «вредителей леса», общественное мнение качнуло в другую сторону, и дятлы резко стали «полезными» — ведь они «спасают» лес. Но постойте, дятлы и не думают его спасать! Тем более для человека. Они просто добывают себе еду, и вряд ли им хочется, чтобы короеды в лесу закончились.

Лесу необходимы старые и больные деревья. На них могут вырасти мхи, лишайники и грибы-трутовики, среди которых тоже есть редкие и краснокнижные. В дуплах селятся крохали и серые неясыти, упавшее дерево создаёт в лесу необходимую «мозаичность», а в буреломе живут крапивники.

Разговаривая о хищных птицах, до сих пор очень часто сталкиваешься с их осуждением — так, будто они могут выбирать, питаться ли им мясом или клевать зёрна. На самом деле охота — это сложный навык, и далеко не все попытки пообедать у таких птиц заканчиваются успешно. Хищник не просто приходит и берёт то, что ему нравится. Бывает, что он настолько ослабевает от голода, что когда ему внезапно повезёт и удастся что-нибудь добыть, он набрасывается на еду и тут же падает замертво — организм уже не в состоянии справиться с пищей.

Люди встают на защиту «беззащитных» синичек, а ведь синички и сами не лыком шиты. Не забудьте, что зимой в кормушках они питаются салом убитой нами свиньи. Нередко случается, что синица нападает на какую-нибудь чечётку, убивает и расклёвывает её. Драки синиц между собой тоже бывают довольно агрессивными. А белки? Эти милые создания с пушистым хвостиком… могут разорить гнездо дрозда и живьём съесть его птенцов.

У каждого — своя жизнь, и она не всегда настолько проста, как мы её себе представляем. Будь это синичка или ястреб, я думаю, не стоит судить их по меркам сомнительной и противоречивой человеческой морали.

Наталия ЗУЕВА,

орнитолог Рдейского заповедника