Пятница, 15 ноября 2024

Редакция

Как Великий стал Горбатым,

Так выглядел Волховский мост, построенный по проекту Казимира Рейхеля. Фотография 1880-х — начала 1890-х годов из коллекции Вячеслава Волхонского

а также почему в XVIII веке мост через Волхов строился со скоростью слона

Новгород — единственный древнерусский город, возникший сразу на двух берегах реки. Неудивительно, что средневековые летописи содержат многочисленные упоминания о мосте. Уже к XIII столетию он получил название «Великий».

 

Нередкие на Волхове паводки и разрушительные ледоходы заставили новгородцев озаботиться сооружением постоянной переправы, а не наплавной, как в других городах. Впрочем, это не избавляло от необходимости бороться со стихией и ее последствиями — львиная доля летописных упоминаний Великого моста связана с его восстановлением.

Дело да суд

На мосту, соединявшем детинец и Торг, располагались торговые лавки и ремесленные мастерские, у его прибрежных опор, примыкавших к Софийской стороне, были оборудованы пристани для судов.

В общем, на мосту и окрест жизнь, как говорится, бурлила. Иногда здесь же разыгрывались поистине драматические события: новгородцы творили суд, сбрасывая в Волхов приговорённых к смерти.

Такому способу казни было найдено идейное обоснование. Говоря о казни приверженцев религиозного движения стригольников в 1375 году, летописец замечает: «Писано есть в Евангелии: аще кто соблазнит единого от малых сих, лутчи есть ему, да обвесится камень жерновный на выи его и потоплен будет в море». Найденный в наше время подводными археологами на дне реки рядом с мостом каменный жернов, скорее всего, оказался там не случайно... Такой же способ — с моста и в воду — выбрал для расправы с новгородцами во время Опричного погрома царь Иван Грозный.

На протяжении XVII века, как и город, мост терял свое «величие». На нём уже не кипели прежние страсти, остались в прошлом драки и казни.

Впредь ходить прямо!

В 1697–1699 годах под эту новую, более цивилизованную жизнь новгородцы и мост построили новый. На этот раз его конструкция была капитальнее — с начинавшейся от Пречистенской башни каменной отмосткой и торговыми лавками по сторонам, с пятью каменными столбами-опорами и сводами-перекрытиями. Вокруг столбов, имевших «водорезы для лду», на сваях строители установили деревянные «обрубы» из толстых сосновых брёвен, прикреплённые к столбам «железными ухватами и связми с засовы».

Пространство между столбами и обрубами было заполнено камнем и глиной. С большого моста на шедший вдоль крепостной стены Кривой мост вели каменные проезжие ворота. А на противоположную Торговую сторону можно было попасть, минуя большую каменную «перемычку», построенную «для украшения». Основная часть моста оставалась по-прежнему деревянной.

С появлением Петербурга значение Волховского моста возросло. Не случайно в 1741 году состояние новгородской переправы обсуждалось в Сенате. Посланный для осмотра путей от Соснинской пристани до Бронницкого яма курьер сообщил, что «в Новгороде Волховский мост не достроен». Сенатским указом губернской канцелярии предписывалось немедленно уладить этот вопрос, чтобы проезжающим, «а особливо в препровождении персидского посла с его свитою, также слонов и лошадей никакой нужды не воспоследовало».

Впоследствии новгородцам ещё не раз приходилось отстраивать мост заново. Опоры этих мостов представляли собой заполненные камнем и укреплённые сваями срубы-городни с остроугольными обитыми железом выступами-быками. Интересно, что мост, построенный в 1808 году, шел по прямой. Тогда как его предшественник 1782 года постройки изгибался дугой от часовни Чудного Креста на Софийской стороне до северо-западного угла Гостиного двора на Торговой.

Волховский мост после реконструкции в конце XIX — начале XX века. Открытка 1904–1909 годов из собрания Новгородского музея-заповедника

Проект Рейхеля, пила Бетанкура*

В 1824 году шоссе Петербург — Москва достигло Новгорода. И «главноначальствующий путями сообщения» герцог Александр Виртембергский распорядился составить проект моста через Волхов. Автором проекта моста (с одиннадцатью пролётами на десяти каменных опорах и с двумя береговыми устоями) стал инженер-полковник Казимир Рейхель. Закладка состоялась 14 сентября 1825 года, открытие — 1 апреля 1831 года.

При строительстве применялась новая для России технология сооружения каменных опор, впервые использованная в Европе при возведении Вестминстерского моста через Темзу в 1738 году. В начале работ в дно реки на месте будущей опоры вбивалось 250 свай, которые затем спиливались вровень с дном реки посредством пилы Бетанкура, образуя ровную и прочную площадку. На эту площадку устанавливался огромный, сколоченный из соснового леса ящик-понтон с деревянным же днищем, надёжно проконопаченный в пазах. Высота ящика несколько превышала горизонт воды в реке. Для надёжности вокруг понтона вбивалось несколько свай, не позволявших течению снести его. Погружение понтонов на дно происходило постепенно, по мере увеличения сооружаемой внутри них каменной кладки, пока понтон наконец не садился на приготовленную ему площадку из свай. Когда подводная часть опоры была готова, боковые стенки понтона отвинчивались от днища, которое, придавленное огромной тяжестью каменной кладки, становилось, таким образом, основой опоры.

Материалы для Волховского моста использовались преимущественно местные. Опоры были облицованы добывавшимся на берегах Мсты гранитом. Из-под Боровичей привозили известь, плиту, а также строевой лес, из которого были построены пролёты и настил.

К восторгу прокурора

Настил изгибался к концам небольшой дугой, по краям были установлены узорчатая чугунная решётка и фонари. Во втором от Торговой стороны пролёте был устроен подъём для пропуска мачтовых судов. Два щита подъёмной части, весившие вместе около тысячи пудов, за десять минут разводились усилиями четырёх человек при помощи механизма из зубчатых колёс, вала, цепей и балласта. У восточной части моста были установлены два гранитных столба с чугунными щитами, где было обозначено время сооружения моста. У схода с моста на Софийскую сторону появилась казарма для «помещения прислуги, наблюдающей за чистотою и исправностью моста». Сейчас это здание более известно новгородцам как «Речной домик». Вскоре там должна появиться музейная экспозиция, посвящённая истории новгородских мостов.

Новый мост приводил горожан в восторг. Новгородский губернский прокурор Алексей Мартос восклицал: «Как прекрасен этот мост! Какая соразмерность в частях и в целом, в арках, висящих над рекою! Везде полезное в сочетании с приятным. Какие виды он открыл на оба отдалённых пункта, с одной стороны замыкающие общую картину Антониевым монастырём с рощею, с другой — белеющимся монастырём Юрьевым и деревнями».

Взорван при отступлении

Руины взорванного немецкими войсками моста. Фотография 1944 года из собрания Новгородского музея-заповедника

Мост Рейхеля прослужил новгородцам около 70 лет. К 90-м годам XIX века он обветшал, и было принято решение соорудить новый. Первым делом рядом со старым построили временный объездной мост, после чего в 1898 году начались работы по возведению нового, автором проекта которого был инженер Г.Н. Соловьёв. Пятипролётный железный мост с высокими фермами держался на семи отремонтированных опорах своего предшественника (ещё три опоры были разобраны). В работах принимали участие приглашённые из Петербурга водолазы.

Перекрытия нового моста своим внешним обликом напоминали фермы висячих мостов. В том же месте, где и прежде, располагалась разводная часть. Строительные работы были завершены в 1902 году. Вскоре в присутствии великого князя Владимира Александровича состоялось его освящение. Уже в советское время, в 1927–1931 годах, была перестроена разводная часть.

Как и многие другие сооружения в городе, мост не смог пережить Великую Отечественную войну. В августе 1941 года отступавшие советские войска взорвали его разводную ферму. Захватившие город немцы восстановили её, однако в ночь на 20 января 1944 года, покидая Новгород под напором советских войск, полностью разрушили мост. Его остатки были разобраны в послевоенные годы.

Разработанный вскоре проект нового моста на том же месте реализован не был. Вместо этого в начале 1950-х годов чуть ниже по течению реки был построен автомобильный мост, носящий ныне имя Александра Невского. А новый на прежнем месте появился лишь в конце XX столетия: в 1984–1988 годах был построен пешеходный мост между кремлём и Ярославовым Дворищем, который новгородцы окрестили Горбатым.

Илья ХОХЛОВ,
Вячеслав ВОЛХОНСКИЙ,
научные сотрудники НГОМЗ
______________________________
* Августин Бетанкур (1758–1824 гг.) — испанский, затем российский государственный деятель, учёный, изобретатель, архитектор, строитель, инженер-механик.