Пятница, 22 ноября 2024

Редакция

Провокация века

Торговая площадь. Вид на северо-восток (на заднем плане церкви Иоанна на Опоках и Георгия на Торгу). Фрагмент открытки 1914 года из коллекции Вячеслава Волхонского

и прочие богоугодные дела пошлых заморских купцов

Исстари Торговая площадь была не только средоточием экономической жизни Великого Новгорода, но и одним из центров жизни духовной. В Средневековье рядом с Торгом было построено шесть храмов — Бориса и Глеба, Дмитрия, Иоанна, Георгия, Параскевы и Успения. Четыре последних церкви сохранились до наших дней.

 

Древнейшая из них — церковь Иоанна Предтечи на Опоках. Летописи рассказывают о её закладке князем Всеволодом Мстиславичем в 1127 году. Посвящение церкви не было случайным — Иоанном в крещении звали старшего сына Всеволода, молодого княжича Ивора. Ивор-Иоанн умер в 1128 году в возрасте четырёх лет, а строительство храма завершили двумя годами позже. Поистине начали за здравие, а кончили за упокой.

Фундаментальная старина

Поздние источники приписывают князю Всеволоду создание при церкви Иоанна Предтечи корпорации купцов-вощаников — знаменитого «Иванского ста» — и наделение ее правом торговых сборов и торгового суда. Здесь хранилась казна купеческого объединения, эталоны мер и весов и различные товары. Для вступления в корпорацию требовалось выплатить крупную пошлину — 50 гривен серебра (10,2 кг). Заплатившие пошлину назывались «пошлыми», и именно из их числа выбирали купеческих старост. В казну церкви купцы передавали часть взносов за членство в корпорации и пошлин от торговых операций, это сделало храм Иоанна на Опоках одним из богатейших и важнейших в Новгороде.

Особой пышностью в Средневековье отличался храмовый праздник — день Рождества Иоанна Предтечи (24 июня), когда службу совершал новгородский архиепископ, за что получал от прихожан гривну серебра и отрез ипрского сукна.

В XIV–XV веках Иоанновский храм стал одним из семи городских соборов, и к нему были приписаны все храмы Плотницкого конца. Богатство и значимость храма определили его постоянные перестройки. Впервые церковь полностью обновили уже в конце XII века, а в 1453 году повелением новгородского архиепископа Евфимия возвели заново на старых фундаментах.

Искусствоведы отмечают, что облик церкви XV века был далёк от архитектурных веяний своей эпохи и ориентирован на храм-предшественник. В этом просматривается попытка новгородской элиты противопоставить многовековые традиции вольного города культуре «молодой» Москвы.

Современный вид церковь приобрела в середине XX века. В 1930-е разобрали на кирпич высокую колокольню, являвшуюся архитектурной доминантой Торга, и западный притвор. После войны пострадавший от обстрелов храм был восстановлен по проекту Тамары Гладенко.

С войной связана одна из самых печальных страниц в его истории. Здесь хранились фонды Новгородского музея, в том числе собрание краеведа Василия Передольского, и уникальная коллекция из примерно трёх тысяч икон, собранных в закрытых храмах и монастырях. Эвакуировать эти сокровища не успели, и их уничтожил пожар, вызванный случайным снарядом, пробившим церковный купол в сентябре 1941 года.

 Церковь Параскевы. Фотография 1948 года из собрания Новгородского музея-заповедника

«Поставишя лубянцы»

Недалеко от церкви Иоанна на Опоках стоит храм Георгия, являвшийся приходским для жителей Лубяницы улицы. Первая, деревянная, церковь возникла на этом месте ещё в XII столетии, а в 1356 году — «Поставиша лубянцы церковь камену святаго Георгия на том месте идеже бе преже древяна». Но даже каменные стены не могли спасти от опустошительных пожаров — в 1541 году был уничтожен церковный притвор, а в 1745 году обрушились своды.

Восстановление церкви закончили в 1754 году. Новый храм получил нехарактерную для древней новгородской архитектуры ярусную структуру, которую, однако, нельзя назвать современной относительно середины XVIII века — в Российской империи расцветали пышные формы елизаветинского барокко. Строители же Георгиевского храма явно ориентировались на зодчество допетровской эпохи — ярусные церкви конца XVII века. Такое отставание от моды ярко иллюстрирует тихую провинциальную жизнь новгородцев в середине XVIII столетия.

В начале XIX века у церкви появились новые притворы и колокольня, а в 1820 году у юго-восточного угла храма возобновили каменную часовню над могилой блаженного Фёдора.

В 1913 году на костромском заводе С.Н. Забенкина для Георгиевской церкви был отлит новый колокол, весивший 213,5 пудов (3,5 тонны). Для него пришлось полностью перестроить колокольню.

После революции храм был закрыт, но не стал музейным объектом. В 1930-е годы был разобран барабан и украшенный звёздами купол. В первые послевоенные годы на кирпич полностью разобрали колокольню и частично уничтожили окружавшие храм притворы и часовню. В 1948–1950 годах церковь наконец получила охранный статус, ее отреставрировали. И не очень удачно: разобрали остатки притворов, а у восстановленной главы исказили первоначальные пропорции.

И «поп сгоре»

Еще два храма, дошедших до нас из Средневековья, располагаются на южной границе Торга.

Каменная церковь Успения заложена князем Всеволодом в 1135 году и является своеобразным архитектурным свидетельством его политических неудач — в 1136 году новгородцы изгоняют Всеволода, после чего строительство приостанавливается на несколько лет. Освятили «новгородский долгострой» XII века только в 1144 году. В последующие столетия у храма появились притворы, галереи и приделы святой Екатерины и Алексея Человека Божия.

Во время страшного пожара 1340 года в храме случилась трагедия — «у святые Богородицы в Торгу поп сгоре, а инии глаголют убиша и (его) над товаром». В XV веке храм, получивший статус собора Славенского конца, выстраивают заново. Причем зодчие, как и в случае с церковью Иоанна на Опоках, старались повторить древние формы.

Разрушительные пожары и перестройки не прекращались, поэтому в наши дни над стенами XV века стоят своды XVI столетия, а глава относится к XVII–XVIII векам. Были ещё колокольня и возобновленный Екатерининский придел, построенные в XIX столетии, но их разобрали при послевоенной реставрации.

В середине XVII века Успенский храм был удостоен высочайшего внимания — Алексей Человек Божий, которому был посвящён один из церковных приделов, являлся небесным покровителем царя Алексея Михайловича. Новгородские митрополиты служили торжественные службы в царские именины, а государем в храм была дарована серебряная утварь.

Энциклопедия декора

Юго-западнее Успенского храма находится церковь Параскевы. Первую деревянную церковь на этом месте построили в 1156 году «заморские купцы» — так летописец называл новгородцев, торговавших в других странах. В 1207 году «заморские» новгородцы закладывают каменный храм.

Исследования реставраторов показали, что его возводили смоленские зодчие. Устремлённая ввысь церковь с насыщенным декором выделялась на фоне суровых и монументальных новгородских храмов. Вероятно, много путешествовавшие не только «за морями», но и по другим русским княжествам, заказчики решили особо выделиться. «Архитектурная провокация» удалась — почти на сто лет церковь Параскевы становится своеобразной энциклопедией, из которой новгородские строители заимствовали конструктивные и декоративные элементы.

Существенные перестройки церкви производились в XVI—XVII веках. В 1524 году «начаша помост возрывати (разбирать междуэтажное перекрытие) и ту обретоша сокровище... древних рублёв новгородских литых сто и семьдесят, а полтин литых же четыредесять и четыре» (почти 40 кг серебра). Судьбу клада решили представители московской администрации, которые древние серебряные слитки «повелеша вложити в сосуд и запечаташа».

Видимо, эйфория от находки сказалась на качестве строительных работ. Через пять лет в том же месте, где был найден клад, во время литургии новый междуэтажный помост начал выгибаться, что вызвало панику среди прихожан, которые пытались выбежать в двери и выпрыгнуть в окна. Летописец сообщает: «а мёртвых бе (было) жён и девиц 70 или 80, а мужеска полу 3 или 4» и особо оговаривает, что те прихожане, которые не поддались панике и, уповая на Бога, остались в храме на службе, не пострадали.

В XVII веке сложную архитектурную композицию храма дополняли пристроенные к нему амбары, лавки и чуланы, которые сдавались в аренду посадским людям для пополнения церковной казны. От лавок церковь начали освобождать только в советские годы. В 1925 году реставрационная комиссия произвела осмотр разрушавшегося каменного здания торговых рядов конца XVIII века и приняла решение о его «сломке». При этом отмечалось: «Потребуется осторожная разборка здания ввиду сохранения непосредственно примыкающего ценнейшего памятника древнего зодчества — церкви Параскевы Пятницы».

И всё же горе-реставраторы так увлеклись добыванием кирпича «на нужды социалистического строительства», что снесли стены первоначального западного притвора храма и каменную паперть придела Михаила Клопского, возведённую в XVII веке. Только в послевоенные годы проведённая Григорием Штендером реставрация вернула ряд утраченных архитектурных элементов уникального новгородского памятника.

Илья ХОХЛОВ,
Вячеслав ВОЛХОНСКИЙ,
научные сотрудники НГОМЗ