Понедельник, 25 ноября 2024

Редакция

Московское время — XVI век

Церкви Прокопия и Жён Мироносиц, вид с юго-востока. Фотография начала XX века из собрания Новгородского музея-заповедника

Присланные великим князем «гости» стали жить и строить по-новгородски

У южной границы Ярославова Дворища расположены два древних храма — церкви Жён Мироносиц и Прокопия. Из летописей мы знаем, что у них были деревянные предшественники, но один храм сгорел в 1299 году, а другой — спустя 12 лет. В 1359 году новгородский архиепископ Моисей закладывает каменную церковь Прокопия, в 1445 году «княжанцы» — вероятно, жители дворов, расположенных на княжьем дворище, — ставят на старой основе Мироносицкую церковь. Новый этап истории этих храмов связан с деятельностью купцов Сырковых.

 

 

Подписал и забыл

Появление в Новгороде в конце XV века представителей крупных московских купеческих династий, к которым относились и Сырковы, являлось частью политики Ивана III по интеграции Новгородской земли.

При подписании договора 1478 года, ликвидировавшего новгородские вольности, великий князь обещал новгородскому боярству не лишать крупных землевладельцев своих вотчин. Но слова не сдержал. В 1480—1490 годы из Новгорода во Владимир, Муром, Нижний Новгород, Кострому и другие города было выселено несколько тысяч семей новгородских бояр и житьих людей. Практически полностью была ликвидирована местная экономическая элита. «Освободившиеся» земли Иван III раздаёт служилым людям в поместье, новгородских купцов сменяют «гости» (так называли богатых московских переселенцев) — Таракановы, Корюковы, Саларевы, Сырковы...

Двор Ивана Сыркова, первого «московского» новгородца из этой династии, находился недалеко от Дворища. Естественно, что сюда он и обратил свой взор в первую очередь. В 1510 году с сыновьями Афанасием и Дмитрием он завершает строительство новой каменной церкви Жён Мироносиц.

И кто кого интегрировал?

Внешне церковь не отличается от произведений новгородских зодчих середины XV столетия. Вероятно, в качестве образца для строителей был указан один из храмов Торга — церковь Иоанна на Опоках или Успения. Известно, что после присоединения города к Москве каменное церковное строительство в нем замирает почти на четверть века, и местные строительные артели распадаются или вовсе исчезают. Поэтому возведением храма должны были заниматься приглашённые зодчие. Напрашивается вывод, что к 1510 году переселенцы Сырковы уже полностью «впитали» традиции культуры Новгорода.

При этом внутреннее устройство храма — свидетельство практического расчёта заказчиков. Интерьер разделён перекрытиями на два этажа, нижний из которых — подклет — служил хранилищем купеческих товаров. Для увеличения складских площадей впервые в Новгороде под храмом был устроен ещё и сводчатый подвал. Сложные инженерные решения — система внутристенных лестниц, оконные шахты в стенах для освещения подвала, металлические связи для прочности стен, скрытые за монументальными и монолитными фасадами, — выдают руку опытного зодчего. Возможно, были приглашены иностранные мастера или их русские ученики из московских земель.

В последующие годы церковь Жен Мироносиц окружают приделами и галереями. В 1536 году при храме появляется придельный храм, посвященный евангелисту Матфею. Имя Матфей не встречается в семье Сырковых, но посвящение придела можно объяснить событиями 1533 года, когда во время эпидемии новгородцы решили устроить обетный храм в кремле. Выяснилось, что в городе нет церквей, посвящённых евангелистам Матфею и Марку. Церковный жребий указал на Марка, и в центре города появился его храм, а про Матфея три года спустя вспомнили Сырковы.

Два года спустя стараниями Фёдора и Алексея Сырковых при церкви Жен Мироносиц был устроен тёплый Сретенский придел — первый отапливаемый храм Новгорода вне стен Владычного двора.

Иконостас церкви Прокопия. Фотография 1909 года из собрания Новгородского музея-заповедника

Придут и за тобою, царь

Фёдор был одним из самых ярких представителей рода Сырковых. Если в 1530-х годах он упоминается в источниках как привилегированный купец-гость, то уже в 1550-е мы видим его государевым дьяком. Пришлось ему потрудиться и на дипломатическом поприще — он участвовал в сложных переговорах от имени царя в Ливонии. В 1560 году Фёдор Сырков по царскому указанию участвует в устройстве Успенского и Веденского монастырей в Тихвине. Он становится одним из крупнейших церковных вкладчиков Новгорода — с его именем связано основание Николо-Розважского, Сыркова и, вероятно, Арсениева монастырей, устройство придела при Софийском соборе.

Но никакие заслуги не спасли его во время опричного погрома Новгорода. Сцену страшной казни Иваном Грозным «главного секретаря Новгородского Фёдора Сыркова» описал современник событий Альберт Шлихтинг. Царь приказывает привязать жертву посредине туловища к краю очень длинной верёвки, крепко опутать и бросить в реку. Спустя время велит вытащить несчастного и спрашивает, не видал ли он чего-нибудь случайно в воде. И слышит от Фёдора в ответ, что он видел живущих в глубинах Волхова и озёр злых духов по имени Владоги и Усладоги: «Они вот-вот будут здесь и возьмут душу из твоего тела». За такие слова тиран велел поставить Сыркова до колен в котёл с кипятком, желая муками дознаться, нет ли где у него спрятанных денег. И выпытал у несчастного двенадцать тысяч серебряной монеты. «После этих неслыханных истязаний, которые в свирепости своей тиран проявил к Фёдору, вымученную большую сумму денег и имущество он положил в свою казну, а тело этого мертвеца препоручил разрубить на части и разрубленное таким образом бросить в реку. Тот же конец имел и родной брат Фёдора по имени Алексей».

После пресечения рода Сырковых церковь Жён Мироносиц лишается покровителей и беднеет. В конце XVII века храм был включён в ансамбль Гостиного двора. После пожара 1722 года в подклетный этаж Мироносицкой церкви переносят престол Рождества Богородицы из находившегося неподалёку, на берегу Волхова, Арсениева монастыря. С 1724 года монастырь и церковь Жён Мироносиц становятся городским подворьем Юрьева монастыря. В XIX веке юрьевский архимандрит Фотий передаёт подворье Сыркову монастырю, за которым церковь Жён Мироносиц числилась до 1919 года. Среди жён новгородцев существовал тогда обычай: для счастливого разрешения от родов они брали песок из-под пола у иконы Жен Мироносиц в местном ряду иконостаса. В XVIII-XIX веках храм подвергся многочисленным переделкам, существенно исказившим его древний облик — были изменены формы кровли и главы, прорублены новые окна и срублены некоторые декоративные элементы. Реставрация, проведённая в 1958—1963 годах под руководством Тамары Гладенко, вернула древний облик. В наши дни в храме хранятся фондовые коллекции Новгородского музея-заповедника.

Мал золотник, да дорог

Буквально в нескольких метрах от Мироносицкого храма расположена церковь Прокопия. К сожалению, судьба каменного храма, заложенного в 1359 году, дальше не прослеживается. А во время описания пожара 1508 года летописцы почему-то снова упоминают о сгоревшей деревянной Прокопьевской церкви. После пожара храм возобновили в виде придела при церкви Жен Мироносиц, а в 1529 году по заказу Дмитрия Ивановича Сыркова построили новое здание, дошедшее до наших дней.

Миниатюрная изящная постройка с чётко очерченной геометрией фасадов — один из шедевров новгородской архитектуры XVI столетия. При общей ориентации на традиции в этом храме заметны заимствования декоративных мотивов из зодчества Москвы. В церкви Прокопия закладываются основы удивительного по красоте пластического декора и разнообразия конструктивных форм новгородского зодчества середины XVI века.

Как и в случае с соседним храмом, купеческий заказ определил практичное использование интерьеров. Небольшой храм разделён внутри на три уровня — подвал, подцерковье и основной объём. Двери верхнего, церковного, яруса не широки и сопоставимы по масштабам с фигурой человека. Зато двери подцерковья почти в два раза шире, их явно делали в расчёте на крупногабаритные грузы — тюки или бочки с товаром. Кстати, как складское помещение подцерковье использовалось и до недавнего времени.

В XVIII—XIX веках храм долгое время числился приписным к Никольскому собору, а после пожаров не раз находился в запустении. В 1817 году церковь Прокопия даже хотели разобрать для устройства ограды вокруг Дворища, но, к счастью, нашлись средства на её восстановление. В начале XX века главными украшениями храма были сохранившийся практически полностью иконостас XV—XVI веков и фрагменты фресковой росписи на юго-западном столбе. Древние иконы пропали в военные годы, возможно, они сгорели во время боёв за Новгород в августе 1941 года. В 1952—1956 годы церковь отреставрировали в формах XVI века по проекту архитектора Тамары Гладенко.

Илья ХОХЛОВ,
Вячеслав ВОЛХОНСКИЙ,
научные сотрудники НГОМЗ