Воскресенье, 05 мая 2024

Редакция

Комдив, судья и председатель

Памятник на могиле «борцов революции». 1950–1960-е (?) годы. Фото из краеведческого музея МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» (Великий Новгород)

В самом сердце Великого Новгорода находится одно из забытых кладбищ

Как ни парадоксально это звучит, такова правда. Речь — о «Братской могиле борцов революции», появившейся в кремле в 1923 году.

Такой выбор вполне соответствовал духу эпохи. Нельзя же революционеру быть упокоенным на кладбище «определённого религиозного культа». Поэтому президиум губисполкома поручил комхозу отвести для погребения «погибших при исполнении своего революционного долга работников — борцов за укрепление диктатуры пролетариата и завоеваний Октябрьской революции» специальное место.

Наиболее подходящим местом для новой могилы был признан сквер возле археологического музея (Златоустовской башни кремля). Отныне там по ходатайствам советских, партийных и профсоюзных организаций и хоронили наиболее достойных, с точки зрения советской власти, жителей Новгорода.

Судя по всему, на первых порах братская могила действительно выглядела как обычное кладбище. Очевидец, посетивший его спустя год после основания, сетовал, что «увидел лишь могилы, украшенные цветами, венками и лентами, ничего не говорящими о погребённых». Железобетонный памятник на могиле появился в 1937 году.

За все предвоенные годы в братской могиле были похоронены шесть «работников-борцов»: Василий Штукин (умер в 1923 году), Александр Макаров (1924 год), Иван Грикевич (1926 год), Иван Сергеев (1929 год), Лев Григорьев (1930 год), Александр Сериков (1937 год).

В.А. Штукин. Портрет из газеты «Звезда». 1923 год

Кто были эти люди? Вспомним о наиболее заслуженных из них. Василий Штукин, выпускник юридического факультета Петроградского университета, оказался очень способным и полезным человеком в глазах новой власти. В 1919 году Василий Александрович занимал должность народного судьи в Новгородской губернии, затем служил в ВЧК, заведовал исправительно-трудовым отделом «губюста». Помимо исполнения своих прямых обязанностей, брал на себя «массу партийных заданий», преподавал в совпартшколе, сотрудничал с газетой «Звезда». Но банальная простуда, переросшая в крупозное воспаление лёгких, оборвала жизнь молодого и очень перспективного советского работника. 13 мая 1923 года после «гражданских похорон» во Дворце труда (бывшем Дворянском собрании) его тело было погребено на вновь созданном некрополе.

«Твердокаменный большевик» Иван Сергеев умер в ленинградской больнице «Жертв Революции». Уроженец деревни Трубичино активно участвовал в Гражданской войне, воевал с поляками и в 1920 году был награждён орденом Красного Знамени. Последующие годы Иван Сергеев отдал партийной и административной работе. Накануне одолевшей его тяжёлой болезни он занимал должности председателя Чудовского районного исполкома и бюро районного комитета партии.

Ещё один красный герой и участник Гражданской войны был похоронен в Новгородском кремле в следующем, 1930 году. Это был командир 16-й Ульяновской имени товарища Киквидзе стрелковой дивизии Лев Григорьев. Как и Сергеев, свой последний час он встретил в ленинградской больнице. Военная карьера будущего комдива началась ещё при старом режиме. В 1913 году он окончил Владимирское училище, в рядах 12-го Финляндского стрелкового полка участвовал в «империалистической» войне, был ранен, награждён несколькими орденами. Революцию выходец из купеческой семьи Петроградской губернии Лев Григорьев встретил в чине штабс-капитана, что не помешало ему добровольно вступить в Красную армию.

Во время Гражданской войны теперь уже товарищ Григорьев сражался под Самарой, Симбирском, Сызранью и Енисейском. После окончательной победы большевиков он продолжил военную карьеру и последние годы жизни служил в расквартированной на территории бывшей Новгородской губернии 16-й стрелковой дивизии — сначала помощником её командира, а потом и командиром.

Траурные торжества носили поистине общегородской размах. Гроб с телом комдива был доставлен из Ленинграда поездом. Вдоль улиц от железнодорожного вокзала до кремля выстроились колонны от воинских частей и различных организаций: водники, железнодорожники, печатники, совторгслужащие, совпартшкольцы. Однако сначала гроб на орудийном лафете был доставлен в Дом Красной армии (размещавшийся в здании Путевого дворца). Здесь с «командиром своей родной армии» простились тысячи трудящихся Новгорода. Наконец гроб был доставлен в кремль и под орудийный и ружейный салют опущен в могилу.

Удивительно, но памятник на могиле видных большевиков каким-то образом пережил немецкую оккупацию. В 1944 году рядом с могилой «борцов революции» были похоронены погибшие при освобождении Новгорода советские бойцы, а в 1965-м у кремлёвской стены был открыт единый мемориальный комплекс с Вечным огнём.

Вероятно, тогда же из кремля исчез установленный до войны монумент. Вслед за ним постепенно стиралась и память. Сейчас об «участниках борьбы против иностранной интервенции и буржуазно-помещичьей белогвардейщины» вспоминают редко.

Илья ХОХЛОВ,
старший научный сотрудник НГОМЗ