Пятница, 03 мая 2024

Василий Дубовский

Пищаль скорострельная

Новгородские музейщики восстановят это старинное орудие

как напоминание о гонке вооружений XVII века

Эту маленькую пушечку в XIX веке Новгороду подарил Санкт-Петербург. К сожалению, орудие, сделанное для войны, от нее же и пострадало. После освобождения города от немецких оккупантов под завалами возле Златоустовской башни новгородского кремля был обнаружен согнутый ствол — все, что осталось от пищали XVII века.

Хоть что-то. Прочая новгородская коллекция старинной артиллерии (имелись, например, орудия, привезенные из Кирилло-Белозерского монастыря) безвозвратно утрачена в годы Второй мировой.

Пищаль — уникальная. Ведь до наших дней уцелели единичные образцы — несколько таких орудий есть в Европе и два в России.

Так бывает: не каждому экспонату, даже с весьма любопытной историей, удается найти достойное место. До недавнего времени пушечка в исторической экспозиции музея-заповедника была представлена довольно скромно. Но вот он, перст судьбы: реставрация Белой башни, где, в частности, разместится и экспозиция, показывающая развитие вооружения в России. И уж там пищали будет отведена заглавная роль. Едва ли кому-то придет в голову спросить: «А что это у вас тут за кривая железяка?».

— Мы хотим восстановить лафет, — рассказывает ведущий научный сотрудник НГОМЗ Илья ХОХЛОВ. — Это будет вполне правдоподобная реплика, есть же полностью сохранившаяся пищаль — в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга. Что касается клиновидного затвора, а это самая интересная деталь орудия, то у нас на этот счет есть мультимедийные идеи.

Иными словами, зрители смогут увидеть, «как оно стреляло», это чудо военной мысли XVII века. Кроме шуток, перед нами настоящий технологический прорыв по меркам той эпохи. Прочие пушки тогда еще заряжались, так сказать, с дула. Что вообще-то отнимало время да и небезопасно было, все-таки приходилось постоянно подставлять неприятелю спину. Орудия с клиновым затвором стали массово производиться лишь в XIX веке. Так что почти на пару столетий пищаль опередила развитие артиллерии.

Правда, мощностью не отличалась. Ее заряд — что-то среднее между ядром и пулей. Калибра в современном понимании еще не существовало, мерили на вес. В данном случае единицей измерения служили полгривенки или гривенка. То есть снаряд весил 200–400 граммов. Дальность стрельбы составляла несколько сот метров.

Едва ли у новгородцев была возможность увидеть пищаль скорострельную в действии. Когда она появилась на вооружении в местной крепости, шведов с их предводителем Делагарди и след простыл. А до других войн у города была долгая передышка.

Интересная подробность: передовая пушечка появилась в русском войске задолго до реформ Петра I.

— Действительно, есть такое распространенное заблуждение, что все у нас в стране пошло от царя Петра, — продолжает Илья Хохлов. — Однако так называемый новый строй, формирование частей по европейскому образцу, это возникло раньше. Как и военно-техническое сотрудничество, например, со Швецией: по скандинавскому образцу в Новгороде изготавливались «кожаные» пушки. Это такой облегченный вариант: металлический каркас, веревки, кожа. Не очень долговечно, зато, как говорится, дешево и сердито.

Кстати, в коллекции музея-заповедника есть доспехи полков нового строя. Так что пищали на одном из ярусов Белой башни в современной экспозиции старинного «арсенала» не будет одиноко.