Воскресенье, 05 мая 2024

Великий мост стал старше

Так выглядел Волховский мост в ХIХ веке. Часовни Чудного креста (справа) современному городу всё-таки не хватает

Археологи «накинули» ему ещё полтораста лет

Ещё недавно самый древний новгородский мост датировался XII веком. Однако наши подводные археологи погрузились в Волхов и дату передвинули. Заодно и само расположение — древнейшая переправа находилась в тридцати метрах выше по течению от моста XII века.

Дорога от божка до бога

Сначала с помощью ультрасовременного оборудования было просканировано дно, что позволило обнаружить четыре возвышенности (два метра и чуть более высотой), свидетельствующие о наличии древних опор. Затем Айвар Степанов, продолжив исследовать дно по уже выявленному направлению моста, нашел еще и пятую опору. Находясь под слоем донных отложений, она оказалась в наилучшей сохранности, что позволило взять образцы древесины. При этом выяснилось, что найденная опора представляет собою остатки сруба. Это первый случай (подводная экспедиция проводится с 2005 года), когда найдены конструкции не свайного типа.

Как буднично, даже привычно совершаются открытия — приучили новгородцев к этому, что ли? Ущипните себя. Оказывается, Новгород имел переправу через реку еще в середине X века. Ваши «пра-пра» креститься не умели! Да и не собирались вроде.

И вот теперь, возможно, найдены остатки именно того моста, на котором толпились поклонники Перуна, защищая своего кумира от воеводы Добрыни. Пришлось посланнику князя Владимира пойти на хитрость: подпалили его люди город на обоих берегах, и новгородцы кинулись тушить пожар. Пока одни тушили, других Добрыня окунал в Волхов во имя Божие.

Археологи — народ терпеливый. Особенно — подводные. Мутная волховская водица хоть как-то яснеет лишь по холоду. Вот и выходит экспедиция в акваторию, когда по берегам еще не весь лед растаял. Трудная, кропотливая у нее работа и очень бодрая.

А найдут что-нибудь — опять терпят. До тех пор, пока догадки и надежды приобретут силу факта. Образцы древесины древних мостовых опор были взяты еще в апреле. И лишь на днях стали известны результаты. Исследования, проведенные в Санкт-Петербургском университете имени Герцена, указали приблизительно на 950 год, в который «попали» сразу три взятых образца. При этом приблизительность, которая существует при радио-углеродном анализе, составляет плюс-минус 25 лет.

На Пискупле улице

Судейский городок, 1. Сергей ТРОЯНОВСКИЙ, советник генерального директора Новгородского музея-заповедника, кандидат исторических наук, предлагает мне вид из окна. Ну газон, кремлевская стена, и что?

— А то, — говорит Сергей Викторович, — что мы стоим напротив того места, где когда-то находился собор Бориса и Глеба. Как раз у кремлевской стены он стоял. Построил его в 1167 году некто Сотко Сотинич. Это был храм, можно сказать, княжеского облика. Размерами он не уступал Софии. А строил его купец, предполагаемый прототип былинного Садко, кстати. Довольно загадочная история. В 1682 году храм как обветшавший был разобран до основания по распоряжению владыки. Так вот! Если провести условную линию от места, где некогда был собор Бориса и Глеба, до Никольского собора на Ярославовом Дворище на противоположном берегу, то на этой линии и окажется мост, найденный этой весной экспедицией Айвара Степанова. Этот мост меняет наши представления не только о хронологии строительства, но и о топографии древнего Новгорода.

По словам Сергея Трояновского, вырисовывается следующая картина:

— Летописи прямо говорят, что церковь Бориса и Глеба стояла в конце Пискупли (то есть епископской) улицы. Значит, здесь жили новгородские архиепископы, пока не были возведены для них покои подле Софийского собора. А мост связывал улицу в единое целое. В последующем он «отплыл», и главным входом в кремль стала Пречистенская башня (ныне арка) детинца.

Получается, что мост «виноват» в средневековой перепланировке? Но зачем новгородцам понадобилось его двигать? Ответ прост: по-другому было нельзя! Мореная древесина может сохранять прочность долго — не одно столетие. Но ничто не вечно: течение и ледоход делают свое дело. И если сруб приходит в негодность, то насыпанные внутрь него камни, естественно, рассыпаются. На старом месте мост уже не обновишь. Надо полагать, именно по этой причине в дальнейшем новгородцы сочли за лучшее забивать в реку сваи. И практиковали данный тип деревянного мостостроительства вплоть до XVIII века.

Любопытно, что по времени строительства древнейший мост (950-е годы) совпадает с самой ранней новгородской мостовой, обнаруженной археологами на Великой улице на Неревском конце. Надо отдать должное средневековым властям — системно люди работали.

Также не менее любопытно, что найденная Айваром Степановым с товарищами «опора России» может рассматриваться как некое материальное свидетельство подлинности Иоакимовской летописи. Дело в том, что это — единственный письменный источник, в котором говорится о наличии в Новгороде моста в X веке. Летопись читал и пересказал первый русский историк Василий Татищев. После чего она таинственным образом исчезла. Новые факты требуют осмысления, и историки этим непременно займутся.

Времён связующая нить

В свете последних открытий придется вносить коррективы в экспозицию будущего музея Великого моста. Это будущее обещает вот-вот стать настоящим. Как ожидается, до конца июня «Речной домик», что у основания пешеходного моста через Волхов, будет готов к размещению экспозиции.

В музее будет три тематических раздела: Средние века (X–XV), так называемый «Московский период» (включая опричный разгром Новгорода) и Смутное время (с обязательными шведами), а также — «послепетровское время». Мосты не существуют сами по себе, а лишь в контексте жизни и событий. Вместе с тем Великий мост, конечно же, самоценен: 1050 или чуть более лет — таков его возраст по последним данным — это отдельная история. И есть чем показать. На счету подводной экспедиции — тысячи артефактов.

Возможно, заключительный музейный раздел будет называться «Наследники Великого моста». Суть не в том, что в известном смысле первому мосту всякий последующий — родня. Логическая связь времен просматривается четко, без доли преувеличения, даже в контексте строительства едва ли не самого знаменитого из ныне действующих мостов — Керченского.

— Новгород был крещен после того, как князь Владимир захватил в Крыму Корсунь (современный Севастополь) и сам стал христианином, — напоминает нам Сергей Трояновский. — Первым новгородским архиепископом был Иоаким Корсунянин, заботившийся среди прочего и о строительстве моста через Волхов.

И вот новейший музейный сюжет: Айвар Степанов участвовал в исследованиях, проводившихся на месте строительства Керченского моста. Археологи искали на дне неразорвавшиеся боеприпасы, а также артефакты. Привлечение нашего специалиста к важнейшей государственной задаче — уже оценка его личного профессионализма и новгородской подводной археологии в целом.

Но не все дано поднять и археологам. Как хороша была бы напротив «Речного домика» часовня Чудного креста! Разобранная после войны, она украшает лишь старые фотографии. А ее чугунные колонны «пригодились» для бани на набережной. Восстановить бы. Не баню, конечно, — часовню...