Суббота, 04 мая 2024

Нам некуда больше спешить –

Духовная семинария. Открытка 1904–1909 гг. издания книжного магазина И.И. Дорер из коллекции Вячеслава Волхонского

в начале XVII века новгородские ямщики взяли и сбежали

На Большой Московской улице, в том месте, где она пересекает древний земляной вал, и сейчас можно увидеть прежнюю границу города — заставу, построенную в конце XVIII века. По обеим сторонам от дороги стоят караульные помещения и два обелиска, увенчанные в своё время изображениями государственного герба. Рядом, вплотную к Московской заставе, располагалась часовня Зверина монастыря «для сбора доброхотных даяний с проезжающих».

Кто тут инвалид?

Застава свои функции утратила уже к середине XIX века. Писатель Константин Масальский в 1859 году отмечал: «Выйдя с крыльца старой гостиницы Березина на Большую Московскую улицу, вы увидите перед собой лавки новгородского гостиного двора, а направо вдали, на самом конце улицы, старую городскую заставу со шлагбаумом, к которому не могут быть применены стихи из «Дорожных жалоб» Пушкина:

Иль чума меня подцепит,

Иль мороз окостенит,

Или в лоб шлагбаум влепит

Непроворный инвалид.

Ни одного инвалида при этой опустевшей заставе теперь не существует, потому что шоссе в Москву поворачивает с Большой Московской улицы направо, оставляя бывшую заставу в стороне».

Мерено мерином

За заставой кончался город, но не заканчивалась жизнь. Сразу за валом располагалась Никольская слобода, в прежние времена носившая название Котельницкой ямской. Её история началась в 1586 году, когда по указу царя Фёдора Ивановича в Новгороде приступили к созданию ямов (почтовых станций) и ямщицких слобод на обеих сторонах — Софийской и Торговой. На Торговой для «прибранных» в ямщики тридцати человек выделялись земельные участки под дворы и огороды «за Земляным городом в Котельникех на Московской дороге», по соседству с Николаевским в Воротниках монастырём. Кроме того, новоиспечённые ямщики получали участки пашенной земли и деньги на лошадей (каждый должен был держать по четыре мерина). «Приезжей двор посланником и всяким гонцом» строился «к Николе Чюдотворцу к Приворотником, на Загоротцкой улице, против Соловетцкого монастыря двора». На каждом «приезжем дворе» строились «две горницы ниские с стенми, да меж ими по повалуше, да по избе дворнику, да по погребу, да по леднику с напогребы, да по мылне, да по конюшне, да по поварни, да по воротам, да около двора заборы».

Ржи, государь

В 1602 году через Новгород должно было проследовать датское посольство. Для транспортировки его имущества новгородские ямщики должны были предоставить 34 подводы. Тут-то и выяснилось, что… большинство ямщиков покинули свои дворы и скрылись в неизвестном направлении.

Дом Гусарова в Антониевской слободе. Фотография 1930-х гг. из собрания Новгородского музея-заповедника

Сами ямщики потом объясняли свое поведение неурожаем: «рожь не родилась, а яровой хлеб весь позяб, и на торгу хлеб здорожал, купят великою ценою. И лошадиной корм по тому же». Результатом стал падёж лошадей и невозможность ямщикам исполнять их обязанности. Перспективы не просматривались: сеять было нечем, для этого у ямщиков не было «ни по единому зерни». Вот и оставалось скитаться по миру «з женишками и з детишками» и питаться «Христовым именем».

В своей челобитной на имя царя ямщики просили дать им ржи, овса и денег на покупку лошадей. В конце концов, беглецов было велено сыскать и выдать им в качестве помощи денег и хлеба. Но это было только начало. Впереди у ямщиков и всех прочих новгородцев были страшные времена Смуты и шведской оккупации. Новгород ждало запустение, затем — медленное возрождение.

Со временем изменились и название слободы (она стала Никольской), и занятия её обитателей. В 1862 году краевед Иван Куприянов писал, что слобода заселена «почти исключительно бывшими ямщиками и цыганами, как-то случайно закочевавшими около Новгорода».

Ударный батальон

Между Никольской слободой и Волховом, на месте нынешнего парка «30 лет Октября», располагалась ещё одна пригородная слобода — Антониевская. Там, где теперь аллеи, аттракционы и стадион, стояли небольшие дома и были разбиты огороды. За Антониевской улицей (сейчас носящей название Студенческая) в XIX веке находились провиантские магазины (то есть склады). А сама дорога вела к древнему Антониеву монастырю.

В 1740 году в монастыре была учреждена Новгородская духовная семинария. Сохранившееся до наших дней здание главного её корпуса было возведено в конце XIX столетия — строительство завершилось в 1890 году. В выступающей центральной части главного фасада размещалась церковь. Впрочем, не прошло и трёх десятилетий, и жизнь семинарии круто изменилась. В 1917 году здания семинарии занимал находившийся в стадии формирования 4-й ударный революционный батальон Северного фронта. В такие батальоны принимались на добровольной основе все граждане России, не служившие в армии, а также солдаты запасных полков и других тыловых частей, юнкера военных училищ и школ прапорщиков. Офицерский состав пополнялся за счёт добровольцев, находящихся в тылу или резерве. Присутствие военных не шло семинарии на пользу. Епископ Алексий писал 6 октября 1917 года архиепископу Арсению: «…вся семинария занята ударными батальонами (превратившими ее в грязнейшую казарму)».

А в январе 1918 года монастырь и семинария и вовсе едва не оказались ареной боёв: здесь, на базе так и не сформированного окончательно батальона, стали собираться враждебные большевикам силы, сторонники созыва Учредительного собрания. До решительной схватки дело не дошло: перевес сил оказался на стороне большевиков, стянувших к монастырю верные им воинские части. Утром 12 января, когда стало ясно, что «для защиты Учредительного собрания ничего сделать нельзя», ударный батальон был окончательно распущен.

Хлеба и чистилищ

В 1919 году в здании бывшей семинарии начало работать новое учебное заведение — Новгородский институт народного образования, готовивший учителей. Спустя четыре года он был преобразован в педагогический техникум со школьным и политико-просветительским отделениями.

Бытовые условия обучающихся были близки к спартанским. Автор заметки в газете «Звезда» отмечал в 1926 году: «При техникуме есть столовая, которая содержится на госбюджете и обслуживает около ста человек стипендиатов. Остальные питаются на свои средства. Занятия производятся с 9 часов утра, ежедневно, до шести уроков. Курс сельского хозяйства, помимо теоретических познаний, даёт и практические, для чего при техникуме имеются пашня, покос и огород, скота — 5 коров, 3 лошади и 2 поросёнка».

Автор счел, что студентам надо усилить паек: «добавить к обеду второе блюдо, выдавать, помимо ржаного, белый хлеб и увеличить норму сахара». На втором месте стоял ремонт бани. «До города расстояние порядочное, и не у каждого имеются хорошая обувь и тёплая одежда, чтобы идти в городскую баню. Необходимо устроить прачешную, а то приходится стирать и сушить бельё в спальной комнате».

Не легче жилось в те годы и обитателям Антониевской слободы. В той же газете годом раньше они сетовали на отсутствие удобного для сообщения с городом моста у церкви Бориса и Глеба, смытого наводнением в 1922 году, и на отсутствие других атрибутов благоустройства: «С завистью смотрят антоновцы на электрический свет в городе, вспоминая, что у них когда-то горели... керосиновые фонари... Почтового ящика в районе нет, почтальон — редкость».

История с литературой

В 1932 году педтехникум стал Новгородским государственным педагогическим институтом. Через два года последовала новая реформа: статус был понижен до учительского института, количество факультетов уменьшилось с четырёх до двух — исторического, а также русского языка и литературы.

На время войны учебная деятельность была прервана, но уже в 1945 году возобновлена. Сначала — в Боровичах, а осенью 1953 года институт, вновь ставший педагогическим, начал занятия в прежнем, довоенном здании в Антонове. В 1993 году он вошёл в состав Новгородского государственного университета, став гуманитарным.

Для того чтобы попасть из Антониевской слободы на Софийскую сторону, не обязательно было ехать в центр города. И до, и после революции здесь действовал одноименный перевоз. В начале XX века здесь можно было взять лодку с платой 20 копеек в час без гребца и в два раза дороже — с гребцом.

Илья ХОХЛОВ,

Вячеслав ВОЛХОНСКИЙ,

научные сотрудники НГОМЗ

При написании статьи использованы материалы сайта museum.novsu.ac.ru