Вторник, 05 ноября 2024

«Соблюди церковь свою...»,

Зверин монастырь, вид с востока. Открытка анонимного издания 1909 года из собрания Новгородского музея-заповедника

или Святая Русь между кустами и особняками

Новгородцы постарше ещё помнят небольшую речку Гзень. Тридцать лет назад её загнали в трубу, и осталась она только в названии «набережной». Да невыразительная застройка преимущественно советского времени по бывшим берегам напоминает о ней. Но история этого места насчитывает не одно столетие и содержит немало ярких, а порой и трагичных эпизодов.

Бич полоцкий

Местность по берегам Гзени в Средние века называлась Зверинцем. Не исключено, что в древности здесь находились княжеские охотничьи угодья. На страницах летописей Зверинец впервые упоминается под 1069 годом, когда к Новгороду подошли дружины полоцкого князя Всеслава, прозванного Чародеем.

Тремя годами ранее Всеслав застиг новгородцев врасплох и вернулся домой с богатыми военными трофеями. После чего весной 1067 года был разбит сыновьями Ярослава Мудрого — Изяславом, Святославом и Всеволодом — и посажен в темницу в Киеве. Фортуна улыбнулась ему: через полтора года восставшими горожанами он был провозглашен великим киевским князем. Но ненадолго, поскольку спустя несколько месяцев Всеслав бежал при наступлении Изяслава. И Киев потерял, и полоцкого княжения был лишен. Перебрался на северо-западные новгородские границы — в Водскую землю — и уже там замыслил еще раз испытать удачу у стен Новгорода.

Живой штрих к этому походу Всеслава в 1069 году даёт берестяная грамота № 590. По мнению академика Валентина Янина, её короткий текст «Литва встала на корелу» является донесением новгородского лазутчика о внутренних конфликтах в подходящем к Новгороду многонациональном войске Всеслава.

Новгородская дружина под предводительством князя Глеба Святославича встретила неприятеля у Зверинца, на берегу Гзени. «И пособи Бог Глебу князю с новгородцы. О великая была сеча Вожаном (жителям Водской земли, воевавшим за князя Всеслава. — В.В., И.Х.), и паде их бесчисленное число». Захваченный в плен неугомонный Всеслав был почти сразу отпущен и через несколько лет смог вернуть Полоцкое княжество, в котором правил до конца своих дней.

Можно осторожно предположить, что своеобразным памятником военной победы новгородцев над Всеславом стал Борисоглебский монастырь, известный по письменным источникам с XIV века. Небольшая обитель, находившаяся недалеко от места сражения, не выделялась на фоне пригородных монастырей Новгорода, в конце XVI–XVII веках она запустела и была упразднена.

На Покрова

В XII столетии начинается история располагавшегося южнее Гзени женского Зверина монастыря. Первое летописное упоминание Покровской церкви и самого монастыря связано с пожаром 1148 года: «зажже гром церковь святыя Богородицы в Зверинцине монастыре». Ещё два с половиной столетия постройки неоднократно горели и возобновлялись. В 1399 году новгородский архиепископ Иоанн «со своими детьми, с новгородцы» заложил в монастыре каменный Покровский храм. Торжественное освящение новой церкви состоялось в том же году, на Покров Богородицы.

Рассказывая об этом, летописец вставил в текст молитву, обращенную к самой Богоматери: «О Пречистая Богородице, Мати Христа Бога нашего, соблюди церковь свою неподвижиму… и неразрушиму до скончания всего мира». Древняя церковь действительно сохранилась до наших дней несмотря на то, что не раз ей грозило полное уничтожение. В XVII веке, после шведского разорения Новгорода, Покровский храм лежал в руинах. При восстановлении мастерам пришлось заново возвести верхи стен, своды и главу, но древняя основа осталась. В прошлом столетии церковь получила повреждения во время оккупации Новгорода и была спасена реставрацией под руководством Любови Шуляк.

Появление в Зверином монастыре второго храма было связано с печальными событиями 1467 года, когда бушевала эпидемия, унесшая тысячи жизней. В надежде на спасение новгородцы решают за один день возвести обетный деревянный храм. Посвящение новой церкви Симеону Богоприимцу было определено жребием во время службы в Софийском соборе. Для строительства храма 30 сентября горожане отправились в лес: «и взял каждый своё древо той нощи и понесоша на благоцветущее пресветлое место в манастырь Зверинечь». С рассветом 1 октября (Покров Богородицы по старому стилю) началось совместное строительство, и уже через семь часов он был освящён архиепископом Ионой. Летописи XVII века утверждают, что у стен храма находились скудельницы — массовые захоронения умерших от эпидемии горожан, и даже приводят удивительно точное число жертв мора — 48 412 человек. Впрочем, достоверность этой цифры вызывает серьёзные сомнения, так как она сопоставима с общим числом населения Новгорода в XV веке, если не превышает его.

Уникальный ансамбль

Уже через год на месте деревянного храма Симеона Богоприимца возвели каменный и также освятили его на Покров Богородицы. Церковь 1468 года неплохо сохранилась в своих формах до наших дней. Многие искажённые поздними перестройками детали были восстановлены при реставрации 1960–1970-х годов, осуществлённой под руководством Григория Штендера. Одноглавый миниатюрный храм (всего 7х7 метров) обильно украшен кирпичным декором, весьма характерным для новгородской архитектуры третьей четверти XV века. Но главное украшение находится в его интерьере — росписи, выполненные на рубеже 1460–1470-х годов по заказу архиепископа Ионы. После разрушения в годы войны знаменитых своими фресками церквей на Нередице, Липне, Ковалёве, Волотовом поле и Сковородке это — единственный полностью сохранившийся живописный ансамбль средневекового Новгорода. Фрески церкви Симеона Богоприимца уникальны для искусства Древней Руси, поскольку представляют своеобразную иллюстрацию церковного календаря. На стенах храма рядами изображены сотни святых, которые молятся о жертвах эпидемии.

После 1764 года к Зверину монастырю приписывают храмы и земельные участки двух находившихся рядом обителей — Николо-Бельской и Лазаревской. В XIX — начале XX века монастырь переживал расцвет: появились новые корпуса, ограда и колокольня, в 1899–1901 годах был возведён громоздкий пятиглавый Покровский собор, выполненный в духе псевдорусской эклектики. При этом древнюю Покровскую церковь переосвятили в честь иконы Тихвинской Божией Матери. Постоянно росло число монахинь: в 1864 году их было 18, а вместе с послушницами, служителями и находившимися при монастыре девочками-сиротами в монастыре проживало 192 человека.

Закрыли монастырь в 1920 году, передав часть его территории военным. Древние храмы с 1924 года были закреплены за музеем, а новый Покровский собор оставался действующим ещё несколько лет. С его повторного освящения в 1989 году началось возобновление церковной жизни на месте древней обители.

Жертва праздника

В сотне метров от Зверина монастыря в 1312 году новгородский архиепископ Давид заложил каменный храм Николы «на своём дворище» — усадьбе, принадлежавшей ему до принятия монашества. Храм был закончен и освящён на следующий год, тогда же при нём был организован монастырь. Вероятно, непривычная для новгородцев побелка стен новопостроенной церкви дала название всей обители — Николы Белого. В XIV–XV веках она была одной из богатейших и влиятельнейших в Новгороде. В конце XVII столетия монастырь подчинили прямому управлению Новгородского митрополичьего дома и учредили при нём больницу, а в 1764 году полностью упразднили, закрепив здания за соседним Звериным монастырём.

Южнее Николо-Бельского располагался Лазарев монастырь. Время его основания остаётся загадкой. Правда, известен целый ряд новгородских рукописей конца XI–XII веков, переписанных при церкви святого Лазаря, и многие исследователи связывают этот храм с Лазаревым монастырём.

Деревянная церковь Лазаря была построена в 1300 году, несколько раз горела, а в 1461 году новгородцы возвели её в камне. Изящная миниатюрная постройка, близкая церкви Симеона, в середине XIX века стала своеобразной жертвой торжеств, посвящённых открытию памятника «Тысячелетие России». Вместо бережной реставрации мнимые «ревнители старины» разобрали древний, но, увы, заброшенный храм, воздвигнув тяжеловесное восьмигранное сооружение, далёкое от традиций новгородской архитектуры. Новое церковное здание просуществовало недолго — в 1929 году его пустили на материалы для строительства городской электростанции.

Между Лазаревым монастырём и валом Окольного города располагалась слобода Кожевники. Вероятно, ее обособление и было обусловлено устройством вала и рва в конце XIV века. Название слободы подсказывает основное занятие её населения — выделка кож. Из летописных сведений о пожарах в середине XVI века узнаём, что здесь располагалось около 200 дворов.

В 1406 году жители слободы возвели каменный храм апостолов Петра и Павла. В XVIII–XIX веках церковь перестраивалась, но реставрация 1955–1958 годов, проведённая Любовью Шуляк и Григорием Штендером, вернула храму первоначальный облик. Снятие со стен поздней штукатурки позволило раскрыть живописную пластику древних каменно-кирпичных стен. Церковь является объектом Новгородского музея-заповедника.

Илья ХОХЛОВ,

Вячеслав ВОЛХОНСКИЙ

Научные сотрудники НГОМЗ

В XIV–XV веках на коренном берегу Волхова сложился уникальный архитектурный ансамбль. Храмы Зверина, Николо-Бельского, Лазарева монастырей и церковь Петра и Павла в Кожевниках выстраивались в живописный, немного ассиметричный ряд. Новгород открывался прибывавшим в него водным путём путешественникам нарядными церковными фасадами. В наше время вид с реки закрыт сорными кустарниками, а со стороны города к древним церквям вплотную подобрались особняки состоятельных новгородцев.