Дорога тут из тех, по которым чем быстрее едешь, тем меньше ям чувствуешь. Правда, такая езда чревата другими проблемами. например, с подвеской автомобиля. По сторонам дороги полуразрушенные сельские постройки, леса, поля да еще не убранные с прошлого года рулоны сена. Общую картину скрашивает месяц май. Погода словно чувствует, что едем мы на радостное событие: в деревне Гряды Маловишерского района после капитального ремонта и реконструкции открывается Дом культуры.
Здравствуйте, гости дорогие!
На торжественное открытие собралась большая часть жителей деревни. Небольшое, но нарядное желтое здание ДК, в котором разместится ещё и библиотека, украшено яркими шариками и окружено толпой грядовцев: после того как отзвучат официальные речи, обещан концерт известного композитора и исполнителя песен о новгородском крае Николая Барулина. На праздник привели детей из школы и детского сада. Картина на самом деле жизнерадостная.
Жаль только, что стоять сельчанам приходится, переминаясь, то и дело оглядываясь в поисках местечка посуше. Двух миллионов рублей, которые были выделены в течение двух лет из местного и областного бюджетов на восстановление дома культуры, почему-то не хватило на то, чтобы сделать к нему хорошую дорожку. Вместо оной - положенные на сырую землю листы фанеры. Сырость - одна из серьезных природных проблем для грядовцев, местные жители с этой напастью знакомы. Кто попрактичней - пришли на праздник в галошах, остальные просто приноравливались выбирать себе кочку посуше.
Грядский дом культуры имеет солидную историю. Он был открыт в 1967 году, и с тех пор все самые значимые сельские события, праздники и встречи проводили именно в нём. Однако после расцвета культурной жизни на селе последовал её закат: здание ДК обветшало, устраивать в нём мероприятия стало небезопасно. Поэтому и пришлось «культуре» приостановить свою деятельность. Работы по восстановлению начались в 2008 году, и вот настал светлый день, когда ДК вновь открыл свои двери для сельчан. Только будет ли он востребован жителями деревни, задались мы вопросом, и вместо того чтобы слушать пафосные речи глав и председателей комитетов, отправились гулять по Грядам.
Мир. Труд. Май
Гряды - отнюдь не старинное поселение. Это станция, которая была построена для обслуживания участка железной дороги, чем занимается и по сегодняшний день. Некогда в деревне был леспромхоз, теперь остались только лесничество да частные заготовители. Проживают в Грядах около двухсот человек, но заниматься им фактически нечем. По крайней мере, так говорил каждый житель, которого мы пытались расспросить о жизни в деревне. Как нетрудно догадаться, основное место работы для большинства грядовцев - Санкт-Петербург, в редких случаях - районный центр Малая Вишера.
Тем не менее, пока у сельского Дома культуры гремела музыка, на других деревенских улицах люди трудились: кто - на своих огородах, кто просто выполнял подсобные работы на улице. Но по странному стечению обстоятельств ни один из опрошенных нами рабочих не оказался уроженцем Гряд. Штукатур Николай приехал в деревню по контракту из Окуловки, электромонтер Вячеслав - из Петербурга. Встретили мы и бригаду рабочих из Средней Азии. Ребята копали какой-то котлован, молча, понуро отворачивались от камеры. И было странно, что работа в деревне какая-никакая есть, а грядовцам в ней места нет.
На вопрос, а что тогда делать в деревне, её уроженец 34-летний Сергей Ш-в отвечает честно: «Водку пить!». И сразу же врёт: «Но я не пью». Сергей стоит на ногах не совсем твердо, худой, слегка небритый русоволосый парень с голубыми глазами. Он и нравится, и жалко его, и стоять долго с ним рядом сил нет. На Сергее старая, уже поистрепавшаяся гимнастёрка, пуговицы - со звёздами. В таких ходили в атаку. Может быть, Сергею она досталась от деда, но спросить подробнее почему-то неудобно. Проникнувшись доверием к корреспондентам, Сергей решается все же придерживаться в своих ответах правды и напоследок говорит:
- Не пить иногда так трудно... В клуб я ходить не буду. Хорошо, что его построили.
Несмотря на печать безвременья и русской тоски, которые так легко читаются на улицах-морщинах деревни Гряды, жизнь там идёт. И люди работают, и вопреки своим пессимистичным ответам любят свою малую родину. Просто искать грустное в нынешних деревнях несложно, а вот чтобы найти радостное, нужно приложить усилия.
Как мы искали радостное
{thumbimage 150px 1}Итак, люди все же работают в Грядах. Работают в школе, детском саду, ДК, на ФАПе да продавцами в магазинах, в конце концов. Галина БОБРОВА - воспитательница в детском саду, Алла ШОВАК - учительница в школе. Они и рассказали нам, что эти два учреждения в Грядах совмещены в одном здании, которое построено порядка 20 лет назад. В школе сейчас учится восемь ребят, всего четыре класса. В детском саду в одной группе занимаются ещё девять ребятишек. Несмотря на солидный возраст школы обе женщины на здание не жалуются и даже довольны: в прошлом году полностью в ней поменяли проводку, часто проводят текущий ремонт. Два года назад в Грядах была ещё и девятилетка, но её пришлось закрыть из-за нехватки детей. Теперь школьники старших классов и учащиеся ПТУ добираются до своих учебных заведений на автобусе 12 километров. На вопрос: «Не опасаетесь ли вы, что и начальную школу в деревне могут закрыть?», обе женщины ответили отрицательно: пока нет - в деревне ещё есть ребятишки.
Другая радость для деревни - наличие в ней ФАПа и, самое главное, - фельдшера, которому люди доверяют. Это бесспорно, потому что Константина ЛАЗАРЕВИЧА местные жители нам очень хвалили.
Константин Игоревич работает в Грядах уже десять лет, но живет он в Малой Вишере. Просто когда специалист приехал в деревню, жилья для него тут не нашлось, пришлось обосноваться в другом месте, да так все и осталось. Наплыв пациентов в деревне ощущается летом, с приездом дачников, но те всё же люди запасливые, приезжают со своими таблетками. А все болезни, а значит, и нужды коренных грядовцев Константин Лазаревич давно уже изучил. По закону продавать таблетки своим пациентам фельдшер не имеет права, а ближайшая к Грядам аптека находится в 12 километрах. Но проблему удалось решить.
- Я просто осуществляю доставку медикаментов населению по их просьбам, - поясняет Константин Игоревич. - До последней таблетки обычно никто не тянет. Если что-то заканчивается, пациенты обращаются ко мне заранее.
Впрочем, забот у фельдшера все равно полно. Единственное его средство передвижения - старенький велосипед. Самая дальняя деревня, которую приходится обслуживать, стоит от ФАПа в четырех километрах. Это, конечно, не 12 и не 15, но если вызов поступил срочный, а на улице метель или ливень проливной, а время - вечернее? Как в такую погоду да по грядовским дорогам добраться до пациента на велосипеде? Риторический вопрос.
Другая проблема - здание самого ФАПа. Построено оно не так давно, в 2006 году, и само по себе нареканий у фельдшера не вызывает. Другое дело, что крыльцо к нему местная молодежь с наступлением летнего времени года попросту превращает в импровизированный ресторан. Поэтому ранее красивое крылечко теперь больше напоминает крышу на подпорках.
Так разговор о радостном неминуемо скатывается к разговору о проблемах. О том, что в грядовской жизни, по сравнению с жизнью других деревень, есть существенные плюсы, напомнила пенсионерка Лидия ЛОГИНОВА:
- У нас целых три магазина, так что мы можем купить себе практически все, как в городе.
Настоящее счастье
Концерт в клубе уже отзвучал, и мы собирались возвращаться в редакцию, но судьба неожиданно нам подкинула настоящий алмаз этой деревенской жизни - женщину с удивительно добрыми глазами, мать троих детей Татьяну ЯКОВЛЕВУ.
- Мы живем в деревне Горнешно, это в четырех километрах от Гряд, - улыбнулась Татьяна Степановна. - Чистая, маленькая деревенька, природа отличная, а детям на природе всегда лучше. У нас с мужем трое ребятишек, старшему, Николаю, 7 лет, дочке Ирине - тоже почти 7, а младшенькому Роману - 2,5 годика. В Гряды мы возим детей в школу и в детский сад. Знаете, детям в деревне очень хорошо, здесь они и здоровее будут, и законы жизненные быстрее постигнут. Мы с мужем не побоялись, чтобы у нас было трое детей. Хозяйство у нас большое, огород, курочки, цыплята, кошки, собаки. Всё - для ребятишек, и они уже нам понемногу начинают помогать, подрастают.
Татьяна Степановна говорит тихо, ласково, со всеми - как с детьми. Татьяна Степановна не просто алмаз в этой тяжелой деревенской жизни, она - её душа. Наша собеседница прощается и уходит. Все трое ее детей - приёмные.
Так что же изменится в деревне Гряды с восстановлением в ней Дома культуры? Что, в конце концов, должно в ней произойти, чтобы жизнь изменилась? Думаю, каждый грядовец сам ответит для себя на этот вопрос. А пока не ответит, будет он висеть в воздухе, как сигнальный гудок пролетающего мимо маленькой станции Гряды скорого дальнего поезда.
Алина БЕРИАШВИЛИ
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)