Четверг, 16 мая 2024

Редакция

Бумага не стерпела

{thumbimage 150px 1}Некогда самая читающая нация теперь выбирает просмотр телевизора и прогулки в Интернете. Такое положение дел отразилось на книготорговцах. В наиболее сложном положении оказались небольшие книжные магазины.
 Представители книготорговых сетей и обычных магазинов Великого Новгорода в один голос заявляют: продажи постепенно падают. Частично в этом виноваты сезонные колебания спроса, который традиционно снижается в апреле-мае. Однако, по словам продавцов, нынешний спад продаж начался еще осенью прошлого года. Точных цифр никто не называет, однако в качестве иллюстрации можно привести данные Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Согласно им, в прошлом году объем книжного рынка в России составил 64,6 млрд. рублей. Это приблизительно на 8% меньше показателей 2009 года. Кстати, тогда, несмотря на разгар экономического кризиса, рынок сократился только на 6%.

- Спрос действительно снижается, - подтверждает директор ООО «Книжный магазин «Прометей» Ольга ЖЁЛТИКОВА. - Несмотря на то, что в последние несколько недель объем продаж немного увеличился, общая тенденция остается негативной. Причин этому несколько. Во-первых, выросли оптовые цены на книги, что не могло не отразиться на конечной стоимости. Во-вторых, и это, пожалуй, главное, читать стали меньше. Многие из тех, кто раньше покупал, к примеру, техническую литературу, теперь узнают нужную информацию в Интернете.
В такой ситуации особенно сложно приходится небольшим книжным магазинам. Они вынуждены либо закрываться, либо расширять свой ассортимент за счет продажи большого количества смежных товаров, например, канцелярских принадлежностей.
Те читатели, что все же по старинке покупают книги в магазинах, а не скачивают из Сети, обычно приобретают детективы отечественных авторов, любовные романы, развивающие пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кстати, именно детская литература занимает первую строчку в рейтингах жанровых предпочтений новгородцев. В последнее время спросом также пользуется так называемая манга - японские комиксы, рассчитанные в основном на подростков. А вот электронные книги пока не в силах достойно конкурировать с бумажными. Хотя в 2010 году их продажи увеличились вдвое, они по-прежнему занимают очень небольшую долю рынка.
- Безусловно, новые технологии пока не могут заменить детский сегмент литературы, альбомы по искусству, подарочные издания, - считает менеджер по маркетингу книжного клуба «Буквоед» Мария КАШЕВАРОВА. - Уровень развития полиграфии сейчас очень высок, и это позволяет издавать книги с высококачественными иллюстрациями, которые приятно иметь в домашней библиотеке. В небольших регионах электронные книги в ближайшее время не составят серьезную конкуренцию традиционным вариантам.
Гораздо более значимой продавцы книг называют другую угрозу: распространение нелегальных электронных книжных версий, или, проще говоря, пиратство. Сейчас не менее 95% всех закачек в Рунете приходится на пиратскую продукцию. Из-за этого книжный рынок теряет около 8 млн. долларов ежегодно.

Ольга ЛИХАНОВА