Понедельник, 25 ноября 2024

Редакция

Красный воробей высокого полёта

{thumbimage 150px 1}Монументальная живопись в Великом Новгороде, политике и сознании девушек
Артгруппа «Красный воробей» - в некотором роде уникальное явление для нашего города, в котором обывателю может показаться, будто монументальная роспись, пережив расцвет в советский период, успешно почила к дню сегодняшнему. На самом деле она жива, только сменила акцент с идеологического на коммерческий. В изменившихся реалиях научились реализовывать свои творческие способности и успешно зарабатывать деньги новгородки Татьяна ИВАНОВА и Дарья СЕМЁНОВА.

Свободный полёт
Обе художницы рассказывают, что первой и одновременно самой масштабной их работой стал новгородский клуб «Лондон». Тогда пришлось расписать площадь размером в 70 квадратных метров. Но затем они оговариваются - это не совсем так. Пробой пера стало весьма необычное сочетание двух работ: сперва роспись детской комнаты в одном из частных домов, а затем оформление торговой витрины интим-салона. Работа, упомянутая последней, теперь не более чем повод для шуток.
- Главным в той работе было лишь то, что нам впервые предоставили пространство, которое можно расписать, - рассказывает Татьяна.
Известный многим новгородцам «Лондон» был расписан гораздо более профессионально, в готическом и космическом стилях. Почему хозяева клуба не побоялись доверить своё помещение пока ещё неопытным художницам-монументалисткам, девушки держат в тайне. Возможно, потому что связи в монументальной живописи, как и в других сферах человеческой деятельности, решают многое.
Татьяна и Дарья одновременно кажутся представительницами двух миров, типичных для нашей современности: мира свободного искусства и мира денег. Так уж сложилось, что мы разговариваем с ними на задворках торгового центра, располагающегося на территории бывшего производственного объединения «Планета». Брюнетка в кожаной куртке и блондинка с правильными, строгими чертами лица легко вписываются в окружающий минимализм, впрочем, как и их удивительно откровенные слова:
- Мы пока только ремесленники, но своё мастерство стараемся совершенствовать. Конечно, все, что мы делаем, - делаем за деньги. Но мы знаем границы, которые не стоит переходить в стремлении заработать.
На вопрос, где же эти границы, девушки отвечают коротко: добро, красота и истина - вот триединство, без которого они своё творчество не мыслят. Недоброе и отвратное пусть рисует кто-нибудь другой.
- Друзья-художники меня нередко укоряли за принципы, - пожимает плечами Татьяна. - Мол, я далека от творчества, рисую то, за что заплатят. На мой взгляд, это не плохо. Да, то, чем мы занимаемся, - не искусство, но зато это творческая работа, за которую к тому же еще и платят.
Татьяна и Дарья принадлежат к тому типу людей, которые больше любят говорить не о себе конкретно, а на глобальные темы. По крайней мере, мысли о том, что их творчество должно изменить мир, и, несомненно, в лучшую сторону, в их головах прекрасно уживаются с мыслями о том, как заработать денег. Поэтому удержаться от вопроса «А вы готовы рисовать, например, эротику?» не могу.
- Я думаю, что для настоящего искусства не должно быть запретных тем. Если бы нам предложили нарисовать что-либо эротическое, то мы не стали бы отказываться. Но пока подобных заказов не поступало, - замечает Татьяна.
Таким образом, свободное искусство на то и свободно, чтобы не иметь ни границ, ни железных занавесов. По крайней мере, его творцы не сомневаются, что свобода - высшее из благ.
Там, где цветут маки
«Лондон» оказался более чем удачным стартом для «Красного воробья». Заказчики, услышав о такой внушительной работе, гораздо меньше и реже сомневаются, доверить ли свой интерьер Татьяне и Дарье. Теперь, несмотря на отсутствие более-менее громкой рекламы - группа в социальной сети «ВКонтакте» не в счет - «Красный воробей» на отсутствие работы не жалуется. На счету художниц помимо «Лондона» росписи бильярдного клуба «Грани», бара «Охотничьи байки», студии танца Suok-studio, одного из столичных клубов, а также множество работ в домах и квартирах, в которых уже приходилось расписывать и спальни, и детские комнаты, и гостиные, и не только стены, но даже и потолки. Каждой росписи предшествует следующий процесс:
- Если у заказчика есть идеи росписи, то мы их реализуем, а если нет, то придумываем совместно сюжеты работы, - рассказывает Дарья. - Затем едем на объект, знакомимся с обстановкой, делаем замеры. Потом готовим эскизы. Заказчик утверждает те, что ему понравились, и после заключения договора вносит 50-процентную предоплату. Только потом мы приступаем к росписи. Оставшуюся половину от стоимости росписи заказчик платит, когда принимает работу.
Следует заметить, что монументальная роспись от большой картины отличается не только техникой исполнения, но и своим смыслом. Если картина в первую очередь призвана передать чувства художника или отразить тот или иной пейзаж, то монументальная живопись может коренным образом изменить окружающее пространство. Возможно это не только на больших площадях, но и в любой квартире, в самом маленьком помещении. «Красный воробей», например, готов выполнить на кухне роспись-обманку, которая поможет расширить её пространство, создаст иллюзию окна, проема или даже балкона и разобьёт «глухую» стену.
Помимо этого, «Красный воробей» дарит своим заказчикам ещё и эстетическое удовольствие. Чего только стоят роспись детской комнаты милыми и добрыми экзотическими рыбками или красные маки на стене в гостиной, которые в любое время года подарят уверенность в том, что за окном - летний зной.
От Мексики до Руси
Монументальная живопись - одно из древнейших искусств. Первые известные украшения стен были созданы еще кроманьонцами во Франции и на юге Испании. Современная монументальная роспись зародилась в 20-30 годы XX века в Мексике и Советском Союзе параллельно. В нашей стране специалисты с дипломами по монументальной живописи работали в основном на государственные заказы. Но затем все кардинально изменилось.
- Раньше государственную политику надо было отражать в больших формах искусства, теперь работать приходится в большинстве своем с частными заказами, - сравнивает Дарья. - Но сейчас, как и раньше, художники-монументалисты без работы не остаются. Другое дело, что для того, чтобы эту работу получить, надо развиваться, самосовершенствоваться, а не сидеть и ждать у моря погоды.
Татьяна развивает тему:
- Мне было бы интересно написать фреску о древней Руси. Мы ведь - русские люди и должны отражать русскую идею. Мне очень нравятся вся наша история, мощь, менталитет...
Однако пока мечта остается мечтой, и родные мотивы получили у Татьяны отражение только в живописи и фотографии, заказов же на монументальную роспись в русском стиле пока не поступало. Впрочем, у этих красных, а значит, красивых птичек, несущих, по их же признанию, людям радость, все ещё впереди.

Алина БЕРИАШВИЛИ
Фото из архива
Татьяны ИВАНОВОЙ