Понедельник, 25 ноября 2024

Редакция

Грамота оживает

{thumbimage 150px 1}В Великом Новгороде готовятся к премьере мюзикла «Сказы мальчика Онфима»

Сказка о древнерусском мальчике, познающем премудрость учения, - проект, сделанный новгородцами что называется с нуля. В подготовке спектакля приняло участие около полусотни человек. Пьесу написал драматург Дмитрий Иванов, музыку - композитор Александр Леонов. Екатерина Чазова, художник-постановщик, обеспечила красочную составляющую спектакля: костюмы и декорации. О премьере корреспондент «НВ» беседует с режиссером Даниилом ДОНЧЕНКО.

- Как долго велась работа над историей мальчика Онфима?

- Около девяти месяцев. Идея родилась на площадке спектакля «Новгородское вече». Хотелось сделать представление для детей. Подумали: почему бы не оттолкнуться от истории мальчика Онфима? Нам осталось от него 10 берестяных грамот и автопортрет... Остальное - домыслы и быт той эпохи.

- Вы окружили главного героя вымышленными фигурами?

- Мы взяли персонажей русских сказок: Бабу Ягу, птицу Гамаюн, Лешего и Кикимору... Про некоторых из них вообще мало кто слышал: про того же Волколака - аналога скандинавского берсерка, про Берегиню, например. А ведь последняя - это положительный образ, защищавший сплавлявшихся по воде людей.

{thumbimage 150px 1}- Одна из изюминок спектакля - красочно выполненные ростовые куклы. Почему вы решили обратиться к данному приему?

- Мы отталкивались от особенностей детского сознания - в этом возрасте все кажется большим, гипертрофированным. Если взглянуть на рисунки самого Онфима, мы увидим огромного коня, на котором умещаются четверо взрослых мужчин, гигантского змея... Опять же славянская дохристианская мифология была насыщена идолами - большими фигурами божеств из камня и дерева. Также меня задели, и это не квасной патриотизм, обычные ростовые куклы на наших праздниках: Микки-Маус, Шрек, герои «Ледникового периода». Мы решили добавить своего, родного.

- Когда в финале сказки змей Велес убеждается в намерении людей беречь природу, хочется грустно заметить: «Зря поверил!». Очевиден экологический уклон, не так ли?

- Да, мы об этом думали. В отличие от мира сегодняшнего тогда человек был погружен в окружающую среду. Современный же человек наедине со стихиями чувствует себя беспомощно. И мы попытались показать детям эту глубокую связь древних людей с природой.

- Расскажите немного об исполнителе главной роли.

- Тёма - театральный ребенок, его мама - актриса Юлия Фролова. На сцене театра мальчик уже не первый год, он участвует, например, в спектакле «Скажи, что ты меня прощаешь». Коренной новгородец, спортсмен. Признаться, вначале я сомневался, потянет ли Тёма эту роль. Детям бывает тяжело долго удерживать внимание, не растеряться в форс-мажорной ситуации... Но потом понял: он сможет. Однако озвучивает главного героя все же актриса Людмила Павленко, кстати, исполняющая роль Мирославы.

- А вот я себе Онфима представляла, скажем так, более рафинированным.

- Судя по его грамотам это был на редкость бесшабашный ребенок! Все рисунки на военную тематику: несущиеся всадники, страшные звери...

- Захотят дети усерднее учиться после просмотра спектакля?

- Я не думаю, что наша сказка кого-то исправит. Мне кажется, будет хорошо, если из представления дети вынесут несколько фактов: что в кириллице было 43 буквы, что эта азбука может читаться как текст. Если провести историческую аналогию, мы можем сказать: герои победили змея с помощью кириллического алфавита, пришедшего на Русь с принятием христианства, что затем привело к окончанию периода двоеверия. Мы пытаемся привлечь внимание к истории в увлекательной форме. Сказки ведь на пустом месте не рождаются - здесь переплетены и верования, и мифология, и реалии прошлого. Замечу: приключения мальчика Онфима будут интересны не только детям, но и взрослым.

Анна ОГОРОДНИЙЧУК
Андрей ГАЛУЗА (фото)