В прошлом году в Великом Новгороде прошла презентация книги «Прогулки по Великому Новгороду с архитектором Ильей Кушниром», которая сразу же стала бестселлером. Это своеобразный путеводитель по городу, его историко-архитектурным памятникам и достопримечательностям.
А подготовили его к изданию родные и близкие архитектора. Вдова Кушнира Изольда Михайловна призналась, что посчитала необходимым сделать достоянием общественности хотя бы самые известные работы и открытия своего мужа:
— После его смерти осталось столько архивов и рисунков, что было просто грех их не опубликовать. Над книгой работали всей семьей — вместе с сыновьями и внуками. Так что это наше семейное издание. Судя по тому, что сегодня его практически не купить, мы не ошиблись, и пора подумывать о новом тираже, о переиздании.
Корреспонденты «НВ» попросили вдову архитектора Кушнира совершить вместе с нами прогулку по современному Новгороду. Она не была против еще раз взглянуть на архитектурные творения своего супруга.
Выйдя из квартиры на улице Санкт-Петербургской, мы сделали первую остановку возле соседнего дома № 3. Сейчас здесь располагается «Новгородэнерго», но первыми его жильцами в 1950-х были 200 студентов совпартшколы. В 2001 году это здание проходило экспертизу, и в заключении, составленном именитыми сотрудниками Государственного института искусствоведения, есть такие строки: «Этот дом, несомненно, является одним из самых выразительных памятников неоклассической архитектуры послевоенного времени. Его тонко прорисованные детали и удачно найденные пропорции говорят о достоинствах школы и самого мастера». И действительно, колонны на постаментах, накладные украшения, балюстрада — все это делает здание похожим на дворец. Изольда Михайловна помнит, как ее муж следил за строительством и отделкой, не пропуская ни мельчайшей детали:
— Когда это здание стали уже штукатурить, было решено внизу сделать штукатурку под натуральный камень. Я видела, как это происходило — при помощи обыкновенной тряпки. А эффект был превосходный! Загляните внутрь, там-то какая красота! Над ним всегда коллеги и знакомые подшучивали, спрашивая, что ты строишь, общежития, бани или дворцы? А он лишь улыбался и делал свое — проектировал красивые дома для простых людей.
Про баню — это не анекдот. Одно из творений Кушнира — старейшая новгородская баня на набережной Александра Невского, построенная в виде уютного особнячка с колоннами. К всеобщему сожалению многих коренных новгородцев, любителей попариться, совсем скоро она свое существование прекратит. С набережной мы проехали мимо ДК имени Васильева, кооперативного техникума на Федоровском ручье и снова вернулись на Санкт-Петербургскую, сделав остановку возле Дома молодежи — бывшего ДК имени Попова: везде чувствовалась рука архитектора Кушнира, которому талант видеть и создавать красоту был дан от Бога.
Первый гонорар
Родился и вырос Илья Кушнир в Сольцах, в простой рабочей семье. Из тех времен в альбоме сохранилась фотография пятилетнего пухлощекого мальчишки в матросском костюме. Случайно или нет его запечатлели именно в этом возрасте, история умалчивает. Но именно в пять лет Илья получил свой первый в жизни гонорар, нарисовав по просьбе местного купца вывеску для рыбной лавки. Огромная цветная рыбина понравилась заказчику, и мальчонка получил в награду кулек конфет.
Увлечение живописью осталось на всю жизнь и, конечно же, сказалось на выборе будущей профессии — после окончания школы Кушнир поступает в Ленинградский строительный институт, который блестяще заканчивает в 1947 году по специальности «архитектор». Но в его учебе был незапланированный перерыв — на войну, которая началась, когда он был еще только на втором курсе. Поэтому будущий архитектор в 1941 году, как и многие его сокурсники, оставил институт и отправился на фронт. Военные годы — отдельная история: он строил оборонительные сооружения, воевал на 2-м Украинском фронте, участвовал в битвах за Кавказ и Будапешт. И все те огненные годы мечтал строить города. Поэтому, когда после защиты диплома на «отлично» ему предложили восстанавливать Новгород, Илья Кушнир не колебался ни секунды.
Изольда Михайловна хорошо помнит разрушенный войной город и день знакомства с будущим мужем:
— В Новгороде я с родителями с 1944 года, а познакомились мы и поженились в 1948 году. Илья приехал отстраивать Новгород, а я работала и разбирала руины. Но молодость брала свое, и мы вместе с девчонками бегали в драмтеатр, где в антракте и после спектаклей были танцы под оркестр. Он меня на танец и пригласил, а потом проводил до дому. Так мы вместе и остались на долгие годы и всегда были настоящими друзьями. Я всегда знала, что он пишет, чертит, что его волнует. А заботился он обо всем — встанет рано утром и до работы город обойдет, все проверит: как строят, как красят, как реставрируют, как скверы разбивают. Вот, посмотрите, здесь у меня вырезки из старых газет — он часто публиковал статьи под рубрикой «Наш город — наша забота». Очень он Новгород любил: и когда простым архитектором был, и когда главным архитектором работал с 1966 по 1972 год.
Отвечая на мой вопрос, почему Илья Кушнир занимал эту должность сравнительно недолго, вдова призналась:
— Большую роль в этом сыграли его отношения с первым секретарем обкома Николаем Антоновым. Первое столкновение интересов, что называется, было из-за строительства драмтеатра. Не на том месте он должен был стоять и не так выглядеть — Илья Иосифович не боялся озвучивать свою позицию. Затем конфликт разыгрался из-за памятника к 30-летию Победы — того самого, который новгородцы просто зовут «лошадью» или того хуже «кобылой». Тогда ведь среди архитекторов и скульпторов был объявлен конкурс, и было подготовлено несколько проектов. Их обсуждали, и практически было решено, что это будет стела с барельефами. Но вдруг Антонов принимает решение реализовать проект украинских скульпторов и требует от главного архитектора поставить свою подпись. Илья Иосифович отказался и вскоре потерял должность. Трудное время было для него, пришлось вернуться в «Новгородгражданпроект», в мастерскую, которую он когда-то возглавлял, под начальство своей бывшей ученицы. Затем работа в «Новжилкоммунпроекте». Очень переживал, но любовь к Новгороду перевесила, и он по-прежнему творил и мечтал до самых последних дней своей жизни.
Памяти архитектора и художника
В квартире Кушниров хранятся кипы рукописей, опубликованных работ и рисунков архитектора. Изольда Михайловна все это внимательно разбирает, чтобы передать в областной архив. Мне тоже было интересно покопаться в папках и альбомах: старые фотографии Детского городка в Кремлевском парке, проект трактира «Любава» на трассе Москва — Санкт-Петербург, пионерский лагерь в Яжелбицах, сквер на улице Горького, проект реконструкции «Манежа» и Ильинского собора в родных Сольцах, Аллея героев в Великом Новгороде и многое-многое другое…
Вдова хранит и множество рисунков мужа. Некоторые из них послужили иллюстрациями для изданной книги. Но большинство полотен до сих пор украшают стены квартиры. Изольда Михайловна рассказывает, что все они написаны с натуры:
— Вы видите, что он очень любил рисовать церкви, храмы и новгородскую природу. Мы любили в выходные уезжать за город, где он ловил рыбу и рисовал. Надо сказать, что рисовал очень увлеченно — никогда не бросал начатую картину и быстро ее заканчивал. В день его юбилея в Музее изобразительных искусств откроется персональная выставка его работ, его рисунки и пейзажи смогут увидеть все желающие.
В юбилейный день в Великом Новгороде пройдет еще одно мероприятие, посвященное памяти Ильи Кушнира: конференция, участие в которой примут все те, кто по достоинству оценил вклад, который этот талантливый человек внес в архитектуру и историю Великого Новгорода. Его книги, научные и популярные статьи, посвященные архитектуре нашего города XVIII–XIX веков, археологические разработки по изучению и сохранению культурного слоя Новгорода служат практическими пособиями как студентам новгородских вузов, так и его бывшим коллегам. Кроме несомненного таланта архитектора и ученого отмечают необыкновенную любовь, с которой Илья Кушнир всю свою жизнь относился к своему любимому городу.
Светлана ДУБОВИЦКАЯ
Фото Владимира БОГДАНОВА