{thumbimage 150px 1}Председатель Новгородского регионального отделения Союза художников Булат ЯМАНОВ получил звание Заслуженного художника России
В своё время искусствовед Татьяна Володина назвала художника Булата Яманова «гостем издалека». И сегодня, говоря о творчестве этого художника, часто можно слышать подобную характеристику, хотя она уже совершенно неуместна.
Переехав в 1994 году в Великий Новгород из Татарстана, он за эти годы стал своим для искусства областного центра. Не случайно именно Булата Яманова выбрали в 2005 году председателем регионального отделения Союза художников, а не так давно переизбрали на новый срок. Такое доверие коллег по цеху дорогого стоит. Организационная деятельность занимает практически все время. Удивительно, что при этом остаются силы на творчество, которое было отмечено присуждением почётного звания Заслуженного художника РФ. Одним из первых мастера с высокой наградой поздравил корреспондент «НВ».
— Булат Мансурович, теперь в рядах новгородских художников — два народных и пять заслуженных мастеров кисти и холста. Но вы помимо творческой деятельности занимаетесь ещё и общественной в качестве председателя Новгородского отделения Союза художников. Как вам удаётся совмещать эти два направления?
— Признаться, поначалу новую для себя деятельность я воспринял внутренне очень противоречиво. Художнику, эмоционально пишущему, тяжело заниматься организационными вопросами коллектива. Приходится решать очень много проблем, в первую очередь связанных с сохранением за художниками мастерских. Администрация идёт нам навстречу, предоставляя льготы при аренде помещений и земли.
Сегодня в Новгородском отделении Союза художников состоят 92 человека. Наши мэтры Дмитрий Журавлёв, Борис Непомнящий — признанные художники не только у нас в России, но и за рубежом. Николай Локотьков получил премию Д.С. Лихачёва. И если коллектив выбирает меня стать во главе организации — значит, он мне оказывает высокое доверие, и я не могу подвести коллег. Мне хочется, чтобы Новгородское отделение Союза художников развивалось гармонично.
На работу в Союзе у меня уходит много времени и сил, поэтому на творчество как таковое время удаётся найти лишь вечером или ночью. Но работать при искусственном освещении живописцу тяжело, поэтому основные доработки в картины я вношу в выходные. Дома я появляюсь очень поздно, и в связи с этим звание Заслуженного художника России — во многом заслуга моей семьи, которая понимает, терпит меня и всегда помогает.
— Народный художник Дмитрий Власович Журавлёв, характеризуя ваше творчество, сказал, что так искренне и проникновенно, как вы, мало кто сегодня пишет. Особенно детские портреты. Это ваш любимый жанр?
— Все мои работы, связанные с детьми, — это ностальгия по детству. По самому светлому и беззаботному времени, когда мы не осознавали трудностей, мечтали, смотрели в небо, лазали по крышам… Всё было легко, светло и безмятежно. Если взрослому человеку удалось сохранить в себе эти чувства, он не может быть злым. Вообще, я людей очень люблю, стараюсь их понять. У меня есть мечта — открыть выставку в своём родном городе Зеленодольске, где я родился и вырос, где прошло моё озорное детство. Кто-то может подумать, что я живу прошлым, но ведь всё хорошее, происходящее сегодня, завтра уже станет минувшим. И мы непременно стараемся это хорошее повторить, пережить заново…
Но на самом деле я люблю писать не только портреты, но и пейзажи, ставлю натюрморты. Нравится мне и жанровая композиция. Но писать картину, не этюд, — очень дорогостоящее предприятие. Она создается не за один день или даже месяц, порой на нее уходят годы. А заниматься живописью, которая занимает всё твоё время, — роскошь.
— У вас практически нет картин с изображением монументальной новгородской архитектуры: ни церквей, ни соборов…
— Храмами можно только восторгаться. Семён Пустовойтов нашёл этот язык: смог перенести свои чувства на холст. А подходить формально к данному процессу — вот я стою у мольберта и пишу тот или иной храм, чтобы он только был в моём багаже, — я считаю неправильным. Я пишу настолько, насколько чувствую. У меня нет ни одной формальной работы, а изображение церквей — это нечто глубинное, к чему надо идти. Нельзя их писать похоже, как на фото, словно штампуя для продажи. Их нужно прочувствовать через природу, создавая неповторимый образ. У меня есть задумка написать серию монастырей Новгородской области. Это будут небольшие полотна.
— Булат Мансурович, теперь в рядах новгородских художников — два народных и пять заслуженных мастеров кисти и холста. Но вы помимо творческой деятельности занимаетесь ещё и общественной в качестве председателя Новгородского отделения Союза художников. Как вам удаётся совмещать эти два направления?
— Признаться, поначалу новую для себя деятельность я воспринял внутренне очень противоречиво. Художнику, эмоционально пишущему, тяжело заниматься организационными вопросами коллектива. Приходится решать очень много проблем, в первую очередь связанных с сохранением за художниками мастерских. Администрация идёт нам навстречу, предоставляя льготы при аренде помещений и земли.
Сегодня в Новгородском отделении Союза художников состоят 92 человека. Наши мэтры Дмитрий Журавлёв, Борис Непомнящий — признанные художники не только у нас в России, но и за рубежом. Николай Локотьков получил премию Д.С. Лихачёва. И если коллектив выбирает меня стать во главе организации — значит, он мне оказывает высокое доверие, и я не могу подвести коллег. Мне хочется, чтобы Новгородское отделение Союза художников развивалось гармонично.
На работу в Союзе у меня уходит много времени и сил, поэтому на творчество как таковое время удаётся найти лишь вечером или ночью. Но работать при искусственном освещении живописцу тяжело, поэтому основные доработки в картины я вношу в выходные. Дома я появляюсь очень поздно, и в связи с этим звание Заслуженного художника России — во многом заслуга моей семьи, которая понимает, терпит меня и всегда помогает.
— Народный художник Дмитрий Власович Журавлёв, характеризуя ваше творчество, сказал, что так искренне и проникновенно, как вы, мало кто сегодня пишет. Особенно детские портреты. Это ваш любимый жанр?
— Все мои работы, связанные с детьми, — это ностальгия по детству. По самому светлому и беззаботному времени, когда мы не осознавали трудностей, мечтали, смотрели в небо, лазали по крышам… Всё было легко, светло и безмятежно. Если взрослому человеку удалось сохранить в себе эти чувства, он не может быть злым. Вообще, я людей очень люблю, стараюсь их понять. У меня есть мечта — открыть выставку в своём родном городе Зеленодольске, где я родился и вырос, где прошло моё озорное детство. Кто-то может подумать, что я живу прошлым, но ведь всё хорошее, происходящее сегодня, завтра уже станет минувшим. И мы непременно стараемся это хорошее повторить, пережить заново…
Но на самом деле я люблю писать не только портреты, но и пейзажи, ставлю натюрморты. Нравится мне и жанровая композиция. Но писать картину, не этюд, — очень дорогостоящее предприятие. Она создается не за один день или даже месяц, порой на нее уходят годы. А заниматься живописью, которая занимает всё твоё время, — роскошь.
— У вас практически нет картин с изображением монументальной новгородской архитектуры: ни церквей, ни соборов…
— Храмами можно только восторгаться. Семён Пустовойтов нашёл этот язык: смог перенести свои чувства на холст. А подходить формально к данному процессу — вот я стою у мольберта и пишу тот или иной храм, чтобы он только был в моём багаже, — я считаю неправильным. Я пишу настолько, насколько чувствую. У меня нет ни одной формальной работы, а изображение церквей — это нечто глубинное, к чему надо идти. Нельзя их писать похоже, как на фото, словно штампуя для продажи. Их нужно прочувствовать через природу, создавая неповторимый образ. У меня есть задумка написать серию монастырей Новгородской области. Это будут небольшие полотна.
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
Фото из архива «НВ»
Фото из архива «НВ»