Понедельник, 25 ноября 2024

Редакция

А нам это интересно?

{thumbimage 150px 1}Лучший фристайлер России уверена — с новыми течениями в Великом Новгороде непросто
Наш разговор о рэпе с молодой новгородкой Анастасией, больше известной в музыкальных кругах как Настя NОisy, завязался неслучайно.
На счету нашей собеседницы победы в женском баттле «Мисс МС» на телеканале А-One, во всероссийском фестивале молодёжной уличной культуры Snikers Urbania в Санкт-Петербурге в 2009 и 2010 годах, финального батла King of SU в Москве, где Настя заслужила корону лучшего фристайлера. 
К тому же песня «Ночь», написанная и исполненная NOisy в составе новгородской команды OneTwo, звучала на многих радиостанциях страны и получила широкую популярность в Интернете. Недавно в свет вышел и первый клип Насти на песню «Женская».
Говоря простым языком, Настя — тот ещё фрукт. Во-первых, своими удачными выступлениями на различных площадках она разрушает мнение большинства рэперов о том, что дело это вовсе не женское. А во-вторых, она смогла покорить всех исключительно собственным талантом, потому как Великого Новгорода как такового на рэп-сцене попросту не существует.

— Ты пишешь стихи, при этом у тебя есть музыкальный слух и очень хороший голос. Почему же выбрала именно рэп?
— Вообще я ещё и на машинке шью, и крестиком вышиваю, а вот почему рэп — ответить не могу. Просто это направление пришлось мне по вкусу. Первый раз я поучаствовала в интернет-баттле ещё в 2005 году: записываешь текст на заданную тему, читаешь его под чужую музыку. В случае удачи проходишь дальше. Я тогда написала какой-то совершеннейший бред, но в Новгороде сказали: «Вау, девочка в рэпе!». А потом жизнь в этой культуре стала комфортной, даже в университете тема моего диплома, кстати, красного, звучала как «Влияние современной молодёжной хип-хоп культуры на молодёжный сленг». Кроме того, рэп может говорить о чём угодно. Я предвзято, наверное, отношусь к поп-музыке, потому что там только «люблю, куплю и полетим» или «ты ушла от меня — я так звал тебя». В общем — вся попса о любви. В рэпе много всяких направлений. Конечно, кто-то пишет про клубы и девочек, кто-то про любовь, а кто-то вкладывает в песню целый сюжет.
— О чём в таком случае говоришь ты?
— Обо всём, о чём угодно. К примеру, песня «Женская»… Мне кажется фальшь, о которой говорится в композиции, случается на каждом шагу. Может быть, поэтому друзей-девочек у меня мало, в основном я общаюсь с мальчиками — они намного искреннее.
А вот мой друг битбоксер Серёжа-Трактор может написать песню про домофон, потому что живёт на первом этаже и ему в квартиру часто звонят не совсем трезвые люди: «Откройте, дверь, я забыл ключи!».
Рассказывая о своём творчестве, Настя то и дело вставляет в речь свежесочинённые речитативы или цитирует уже состоявшиеся тексты, перемежает всё это характерными «йоу», так что следующий вопрос напрашивается сам собой.
— Ты каким-то образом училась чтению рэпа, или просто смотрела, как это делают другие, или, может быть, это в крови?
— Понятия не имею… Когда в 2007-м я ездила на женский баттл в Москву, мне начали говорить про какие-то панчлайны, что нельзя рифмовать глаголы, что читать нужно какими-то перебежками, были ещё какие-то заморочки. Я пишу и читаю, что пришло в голову, и мне за это не стыдно. Меня спрашивают, что я слушаю из рэпа. А я его почти не слушаю.
— Благодаря тебе Великий Новгород можно назвать родиной самого «крутого» фристайлера в России. Твои победы оживили городскую жизнь рэпа?
— Вообще у нас интерес к неформальной культуре практически отсутствует. Здесь спроси: «Кто такие Kira Lao?». Да этого почти никто не знает… Зато в Москве и Питере упомянутая группа собирает клубы. Такое ощущение, что здесь неинтересно что-то новое. Более того, у нас может получиться и так: новгородская группа раскручивается в столице, а уже потом приезжает в Новгород и становится популярной среди своих. Помню сольный концерт барабанщика группы «Небожители». Он собрал его в «Доме», пригласив и других исполнителей. Я была уверена, что зрителей будет много, но пришло максимум человек пятнадцать — и то друзья выступающих.
Организовать концерт молодой группы для Новгорода — проблема, но каждую пятницу и субботу в «Ночном океане» собираются сотни, чтобы послушать певицу МакSим.  Многие воспринимают рэп как явную агрессию, а ведь есть люди, которые читают христианский рэп, есть Noizе МС, читающий на злобу дня. Но молодёжи серьезное неинтересно, потому что над этим нужно думать.
— Как выглядят твои планы на будущее? Раскачка застойной новгородской атмосферы или поиск счастья в крупных городах?
— Конкретно сейчас мне не хватает времени на музыку в том объеме, в котором хотелось бы. Я назвала это зимней спячкой. Сейчас пришла весна. Надеюсь, что пройдёт авитаминоз, и я займусь собственным продвижением.  Другое дело, что в Новгороде вряд ли кому-то это будет интересно. Так что я в своём творчестве ориентируюсь не на новгородскую публику. Хотя и здесь есть люди, которые готовы к восприятию новой информации. Сейчас я нацелена на одно интересное предложение, о котором даже говорить не буду, потому что боюсь сглазить. Оно связано с Москвой, и может показаться, что это предложение упало на меня с неба, но я считаю, что ничего не падает просто так. Просто в своё время я сумела показать, кто я такая и на что способна.
 
Словарик:
Баттл — соревнование.
Битбокс — искусство создания и имитации ритмических рисунков (битов) и мелодий при помощи голосового аппарата и артикуляций органами рта.
Драм-энд-бэйс — жанр электронной музыки.
Панчлайн — «изюминка». Образовывается в тексте рифмами, схожими по созвучию, но разными по смыслу, запоминающаяся рифма.
Фристайл — импровизация в рэпе, декламация рифмованного ритмизированного речитатива, сочиняемого исполнителем на ходу.
 
Мария КЛАПАТНЮК
Фото из личного архива Насти NOisy