В Великом Новгороде открылся первый объект индустриального туризма
Необычная экспозиция появилась в здании, расположенном на месте не сохранившейся до наших дней юго-западной башни Десятинного монастыря как раз в день рождения известного русского предпринимателя, монополиста фарфорового производства на Северо-Западе России Ивана Емельяновича Кузнецова.
Осколки истории
Не только дата открытия первого объекта индустриального туризма, но и выбор темы для экспозиции, получившей название «Музейный цех фарфора», не случайны. Как известно, на территории Новгородской губернии до 1917 года находилось шесть стекольных и фарфоровых заводов. Уникальная технология и изысканная роспись фарфоровых изделий, выпускаемых на этих предприятиях, впоследствии стали визитной карточкой мастеров Новгородской земли.
В настоящее время производство фарфора в области продолжается только на заводе в Чудове. Да и то это в основном вещи массового потребления: сувенирные кружки с изображением памятников Санкт-Петербурга, Новгорода и других городов, простые тарелки и чашки. В поселках Пролетарий и Бронница производство и вовсе прекращено, а заводы давно признаны банкротами. А ведь раньше фарфоровая посуда, особенно с синим кобальтовым крытьем, была одним из, как принято сегодня говорить, брендов Новгородчины наряду с берестой и валдайскими колокольчиками.
— Предметом музейного показа необязательно должен быть лишь объект, связанный с историей древнего Новгорода, — говорит Юлия КОЛОМЫЦЕВА, директор Музея художественной культуры Новгородской земли, являющаяся автором проекта. — Индустриальный туризм становится сегодня всё более популярным в мире, и городу на Волхове есть чем гордиться в этом плане.
Мультимедиа поможет
Экспозиция «Музейный цех фарфора» создана Музеем художественной культуры Новгородской земли в рамках проекта «Синий кобальт уходит в музей» в течение 2010–2011 годов. За этот период в неиспользованном помещении западного корпуса Десятинного монастыря на средства гранта Благотворительного фонда В. Потанина при поддержке Министерства культуры РФ, а также на бюджетные средства, выделенные по программе «Культура Новгородской области», и благотворительные пожертвования удалось провести ремонтно-реставрационные работы. Также была создана экспозиция-впечатление, где мультимедиа-чудеса сочетаются с авторскими инсталляциями. Автор художественного проекта «Музейного цеха фарфора», член Правления Гильдии художественного проектирования России Леонтий Озерников, признался, что идея оформления помещения возникла у него сразу после посещения завода фарфорового производства в Чудове.
В итоге в отреставрированном помещении, многие годы служившем гаражом, сегодня воссозданы интерьеры фарфорового завода. Посетитель экспозиции увидит все процессы создания фарфорового изделия: от приготовления массы для будущих чашек и тарелок до росписи уже готовых изделий. Зрители увидят и настоящее оборудование, использовавшееся на заводах, и коллекцию новгородского фарфора из фондов музея, в которой самые ранние предметы датируются 1892–1913 годами, и архивные документы.
— Посетителей сегодня уже мало интересуют статические экспозиции. Всё большей популярностью пользуются интерактивные выставочные проекты с использованием современных мультимедийных технологий, — говорит Юлия Коломыцева. — Экспозиционный цех фарфора в этом плане является новой формой, активно использующей достижения современного выставочного мультимедийного оборудования.
Так, например, одна из ниш помещения, стилизованного под гончарный горн, закрыта от глаз посетителей «пропадающей дверью». Совмещенная с экраном с переменной прозрачностью, дверь «раскрывается», и за ней можно познакомиться с фарфоровым производством: интерьерами, оборудованием, технологией. «Заглянув» в задвижку «пироглаз», посетители смогут увидеть процесс обжига изделий внутри печи. Сенсорный же киоск, вмонтированный в стену импровизированного горна, легким нажатием на соответствующую панель позволяет посетителю самостоятельно получить информацию об истории фарфорового производства, о том или ином заводе, предмете.
Для посетителей цех откроет свои двери в середине апреля.
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА