{thumbimage 150px 1}В мире вещей существует народ с уникальной и самобытной историей — народ кукол
Знакомится с этим народом каждый по-разному: кто-то в детстве грезит фарфоровыми красавицами, кто-то до старости продолжает собирать коллекцию своей бабушки, а кто-то сам становится автором кукол. Новгородка Юлия АНТИПОВА — как раз такая мастерица.
Желание делать их у выпускницы новгородского ФАИСа появилось сравнительно недавно, два года назад, когда она родила дочку. Тем не менее за это время Юлия сумела добиться неплохих успехов. Новгородские куклы нечасто остаются на своей малой родине. Сразу же после появления на свет большинство из них обретают новое место жительства. Причем то в Москве, то в Санкт-Петербурге.
Гляжусь в тебя как в зеркало
Пожалуй, самые удивительные работы Юлии — портретные куклы. Сказать, что их сходство с заказчиками поразительное — не сказать ничего. Однако это не значит, что кукла стопроцентно копирует черты лица своего новообретенного хозяина. Просто в кукольном разрезе глаз, взмахе ресниц Юлии удается передать самые характерные черты заказчика.
Вот, например, хрупкая ведьмочка с метлой, очень похожая на яркую брюнетку в наряде ведьмы на фотографии. Индивидуальность куклы перекликается с индивидуальностью заказчика. Это и пленяет, это и заставляет незнакомых людей снова и снова обращаться к Юлии через Интернет в поисках той самой своей куклы.
Кукольный мир — особый, не похожий на мир других сувениров и игрушек, и живет он собственной жизнью. Возможно, поэтому при создании каждой куклы-портрета не обходится без мистики.
— Сначала, когда мне заказывали такие портреты, я пыталась придумать кукле образ, нарисовать приблизительный эскиз, — рассказывает Юлия, — но потом поняла, что это пустая трата времени. Кукла все равно получится такой, какой она сама захочет быть. Нет смысла даже договариваться с заказчиком о том, во что будет кукла одета или в какой позе будет находиться. Удивительно, но кукла многое решает сама!
Юлия рассказывает о своих куклах серьёзно и с некоторой долей грусти, и кажется, что у каждой из ее творений есть незримая связь и с автором, и с будущим владельцем. Иначе как объяснить такое самовольное поведение?
Каждая кукла не просто индивидуальна, а самобытна. Каждая посмотрит на вас по-разному и по-разному себя с вами будет вести. Возможно, причиной является то, что каждую деталь, вплоть до мельчайших элементов одежды, Юлия делает вручную, без чьей-либо помощи. Тут уж невозможно заштамповаться.
Как уже было сказано, куклы сразу же после изготовления уезжают к хозяевам. Казалось бы, с особенным трепетом люди должны ждать именно свои портреты. Обычно так и случается, но в Юлиной практике был один случай, когда заказчик просто пропал и не пожелал забрать куклу, точнее, целых две. Парочка эта до сих пор стоит у Юлии дома: жизнерадостные парень с девушкой в джинсовых штанах и спортивных футболках, у молодого человека в руках огромный красный шар с надписью «Я очень тебя люблю». Почему девушка, сделавшая заказ, перестала выходить на связь, Юлия не знает, может быть, просто любовь прошла, и куклы стали не нужны?
Мадемуазель с веером
Однако перейдем от философии к более прозаичным вопросам. Невысокий спрос на куклы в родном городе Юлия Антипова объясняет прежде всего ценой на них. Средняя стоимость Юлиных кукол приблизительно 5–6 тыс. рублей. Впрочем, все зависит от размера и материала, из которого кукла изготовлена. Для Новгорода — приличная сумма, не каждый решится сделать себе такой подарок. А вот в мире кукольных коллекционеров — это сущая ерунда. Цены на изделия всемирно известной художницы и дизайнера шарнирных кукол Марины Быковой порой зашкаливают за 100 тыс. долларов. Да и менее известные мастера назначают на свои куклы цены, значительно превышающие стоимость Юлиных. Сама Юлия объясняет это просто: для неё куклы — не бизнес, а любимое увлечение, поэтому за бешеными гонорарами она не гонится.
Нелюбимых кукол у мастера быть не может, а вот любимых не может не быть. У Юлии это задумчивая Нимфа в красном одеянии.
— Моя вторая шарнирка, — с гордостью поясняет автор, показывая корреспондентам «НВ» саму Нимфочку.
Шарнирка — это сокращенное название шарнирных кукол. Их уникальность в том, что они могут принять практически любую позу за счет встроенных в суставы шарниров, то есть круглых вставок, в местах соединения отдельных частей куклы. Эти куклы имеют почти тысячелетнюю историю. Еще Тит Петроний в своем «Сатириконе» описывал пиры в домах римских патрициев, в конце которых в залы вносились серебряные шарнирные куклы.
Юлина Нимфа, как выяснилось, — особа с характером, отчего-то кукла не хотела даже фотографироваться и постоянно «отворачивалась»: падала со своего места. История изготовления Нимфы была длинная, включающая в себя ряд трудоемких этапов.
Во-первых, каждая деталь куклы лепится отдельно. Во-вторых, прежде чем приступить к лепке, надо подготовить основу, в данном случае ею может стать фольга или схожий с ней материал. Сначала из фольги Юлия делает основу для детали, например, головы, затем на основу наносит специальный материал, который быстро твердеет. Филигранной можно назвать работу по лепке черт кукольного лица. Как только она завершена, голову куклы необходимо разрезать и достать из неё фольгу. Голова готова, впереди — туловище, руки, ноги и иные детали композиции. Только после их лепки кукла будет собрана и раскрашена. На тело Нимфы, например, нанесён необыкновенный узор из бабочек и звезд. Это добавляет кукольному образу загадочности и неземного обаяния.
Впрочем, загадка и тайна свойственны всем Юлиным куколкам, возможно, по той причине, что все они похожи на свою хозяйку. Одна из интерьерных кукол Юлии, аристократически бледная мадемуазель с зонтиком, пленяет всех, кто на неё взглянет. Опущенные в задумчивости, глубокие синие глаза этой куклы точь-в-точь повторяют глаза Юлии.
Заметим, одним из важнейших условий при изготовлении куклы является хорошее знание анатомии человеческого тела. Но дизайнер Юлия Антипова признается, что в своей работе старается избегать подчеркнутой анатомичности — ей больше по душе готичные формы, вытянутые лица, длинные кисти рук.
Любовь к «лысым»
Кстати, куклы — не самое необычное увлечение Юлии Антиповой. Не так давно гости в её квартире могли лицезреть таких экзотических животных, как австралийская квакша, бородатая агама, она же домашний дракон, хамелеон и игуана. Был период, когда Юлия разводила даже экзотических бабочек Папило, и они в течение трех недель своей короткой жизни порхали по её жилищу. Сейчас из былой экзотики остались только игуана Фиджик да канадский сфинкс Шанти. Остальных животных пришлось продать известным заводчикам рептилий из-за того, что у одного из членов семьи обнаружилась на них аллергия.
Возвращаясь к основному увлечению Юлии, остается добавить лишь то, что в планах у неё нет-нет да и появляется организация в Великом Новгороде мастер-классов по изготовлению шарнирных и интерьерных кукол, а также других сувениров, делать которые она мастерица. Сейчас в нашем городе таких услуг нет, но, возможно, именно Юлия заполнит имеющуюся нишу. Впрочем, только тогда, когда этого захочет сам народ кукол.
Алина БЕРИАШВИЛИ
Владимир БОГДАНОВ (фото)
Владимир БОГДАНОВ (фото)