Вторник, 26 ноября 2024

Редакция

В лабораторных условиях

Новгородскому зрителю представили современную шокирующую драматургию
Знакомство проходило в формате театральной лаборатории, опробованном в Великом Новгороде впервые. Суть его заключалась в том, что в течение недели четыре молодых режиссёра из Санкт-Петербурга и Москвы совместно с актёрами областного театра драмы имени Достоевского подготовили четыре эскиза спектаклей на драматургические тексты, уже заслужившие признание и отмеченные на различных театральных конкурсах России.
Одна из глобальных задач, поставленных перед лабораторией, — поиск ответов на вопросы: «Возможен ли симбиоз современной драматургии и классического академического театра? Появится ли диалог молодых драматургов и режиссёров с новгородским зрителем?».
На узкий круг приглашённых зрителей, в который попал и корреспондент «НВ», возлагалась особая миссия оценить получившиеся работы и высказать своё мнение: есть ли у спектаклей будущее на новгородской сцене?

Беспокойство о репутации

Прежде всего нужно сказать, смелый эксперимент удался. Почему смелый? Дело в том, что буквально за сутки зрителям предстояло отсмотреть сразу четыре эскиза спектаклей: «Где-то и около» Анны Яблонской, «Парикмахерша» Сергея Медведева, «Развалины» Юрия Клавдиева, «Убийца» Александра Молчанова. Актёры двигались по сцене, вооружившись текстами своих ролей, да и сами показы иногда проходили вне сценических интерьеров театра. Кстати говоря, эти обстоятельства не только добавляли происходящему ощущения чего-то особенного и камерного, но и позволили зрителю чуть ли не впервые рассмотреть работу актёров театра драмы на близком расстоянии.
— По дороге сюда мы были в трепете, понимали, что нас могут воспринять как четырёх циников, — призналась после одного из показов режиссёр Галина БЫЗГУ. — Не меньше нашего опасались и сами актёры театра драмы: для профессионального актёра с именем это тоже большой риск — довериться незнакомому человеку и буквально за четыре дня подготовить свою роль. Не скрою, у нас были сложности. Познакомившись с текстами, кто-то из артистов от участия в лаборатории просто отказался, и их можно понять. А вот те, кто остался в лаборатории, — настоящие бойцы.

Вам — мат!

Впрочем, волновались актёры и режиссёры всё же не зря. Далеко не всё, что было показано в рамках лаборатории, нашло отклик в сердцах новгородского зрителя.
Пожалуй, больше всего споров вызвал первый показ — эскиз пьесы «Где-то и около».
— В материале присутствует ненормативная лексика, — честно предупредил зрителей режиссёр Александр ХУХЛИН перед началом просмотра, — если кто-то не хочет при этом присутствовать, то может спокойно встать и уйти. Помните, творческая лаборатория — жанр, где вы коллеги, а не зрители.
Никто не ушёл, все напряжённо затаили дыхание в ожидании обещанного и ответили удивлённо-весёлым хохотом на знакомые бранные слова.
А вот уже после просмотра, на обсуждении, мнения разделились от «категорически против» до «абсолютно за». Причём мат не приемлющие были обвинены в ханжестве, а ругань оправдывающие — в близорукости. Дескать, в грубых словах была только окружающая действительность, а глубокая проблема, обозначенная в пьесе, не дошла в полной мере до тех, кому она предназначалась. Спор, как и положено, остался без однозначного итога, а вот позиция режиссёров в вопросе, можно ли избавить пьесу от матерной брани и таким образом сделать её приемлемой для новгородцев, единодушна:
— Нельзя! Проблема нецензурной лексики — придуманная. Если сделать спектакль правильно, то ничьи чувства затронуты не будут, потому что мы, режиссёры, прежде всего очень уважаем зрителя. Другой разговор, что театр — это не сфера обслуживания, и мы не должны подстраиваться под чьи-либо вкусы.

Что дальше?

На протяжении всей работы лаборатории градус общения не понижался.
Так, после просмотра эскиза пьесы «Развалины» новгородского зрителя справедливо обвинили, что он в обсуждении спектакля чуть было не сбился на разговор о каннибализме, в то время как смысл постановки, переносящей нас в условия блокадного Ленинграда, состоял в размышлениях над фразой: «Кто сильный, тот и прав?». Однако мы, новгородцы, с трудом перестраивались на предложенные рельсы и продолжали рассуждать, как можно говорить на такие нелицеприятные и провокационные темы в большой зал, ведь со сцены прежде всего нужно сеять доброе и вечное.
— Если вы хотите красивого, то езжайте в «Икею», там всё действительно очень красиво. А современное искусство должно бередить и задавать вопросы, — уверен режиссёр Дмитрий ВОЛКОСТРЕЛОВ. — Сейчас не то время, чтобы театр занимался постановкой классики. Страна живёт страшно, именно поэтому мы не хотим надевать шоры на глаза.
Итак, со спорами, поисками и предложениями, но театральная лаборатория всё-таки состоялась. На главный вопрос, нужна ли Новгороду современная драматургия, вроде бы ответили положительно: «Да, нужна!». А вот что делать с ней дальше? Показывать с возвышения сцены, отгораживаясь от зрителя расстоянием, осваивать новые формы работы, адаптировать под местные вкусы или шокировать до конца — решать дирекции театра драмы. Во всяком случае режиссёры из столиц признались: полученный опыт им пришёлся по душе, и в случае приглашения они готовы прикладывать творческие силы в новгородском направлении.
 
Мария КЛАПАТНЮК